Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Работами Иеронима Босха восхищались,а монстрам на них — ужасались. «Бесовской» гротеск был популярен,и у Босха были подражатели и последователи,порой ведомые вполне коммерческим интересом. Гравюры«под Босха» шли нарасхват,еще и с подписью… Босха — тогда еще молодой Питер Брейгель Старший не возражал издателю! Занятное исследование,подкрепленное гравюрами мастеров,проходит нынче в Дрездене!
Интерес к творчеству Босха(Hieronymus Bosch,1450−1516) в наши дни необычайно велик: мистика,сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
,даже хоррор… Жутковатые фантасмагории притягательны — что ж,этот мастер далеких дней знал человеческую породу и природу,а также знал толк в провокациях,изображая чудовищные сцены с участием невиданных гибридов. У Босха еще при жизни были поклонники и последователи среди художников,и «дьявольские мастера» продолжали исследовать мир темных сновидений.
Дело в том,что эти«ужастики» были весьма востребованы публикой: так,Антверпенский издательский дом«Aux Quatre Vents»(На Четырех Ветрах), издававший продукцию от карт до принтов,издавал гравюры Босха,а также привлек Питера Брейгеля Старшего к созданию оригинальных гравюр«в духе Босха». Предприятие возглавлял издатель Иеронимус Кок(Hieronymus Cock) — весьма примечательная фигура,самый крупный«принтмейкер» XVI века. Он и уговорил молодого и тогда еще неизвестного Брейгеля подписывать работы как… «Босх» — так они лучше продавались!
О влиянии творчества Босха на Бейгеля написано немало трудов,так что его путь к собственной«Большой рыбе,пожирающей малую»(«Big Fish Eat Little Fish», 1557) был усеян принтами.
В 1560 году издательство выпускает гравюру-триптих,выгравированную Корнелиусом Кортом(Cornelius Cort), под названием«Die Endzeit,Himmel und Hölle»(The Last Days,Heaven and Hell — Последние Дни,Небеса и Ад). Разумеется,там варьируются«Босховские» мотивы,в темах затрагивая и современность тех лет — проблемы пост-Реформаторского периода. Известен лишь один цельный,неразрезанный экземпляр этой гравюры,из второго тиража 1600 года. Его удалось приобрести в 2012 году Dresden Kupferstich-Kabinett,и теперь эта работа — один из «хитов» выставки«Иеронимус Босх. Братство»(«Hieronymus Bosch. The Legacy»).
Вместе с сотнями других графических листов,рисунков,картин и объектов,предоставленных музеем«Зелёные своды»(Green Vault) и Музеем Декоративных Искусств(Kunstgewerbemuseum), триптих показывает,насколько сильно было влияние творчество Босха в века,не столь от него отдаленные,вплоть до XVIII столетия.
… Вот и еще один«Слон»(кроме заглавной иллюстрации этого обзора) — действительно,как говорил Шариков,«животное полезное» для издательского цеха,раз его столько раз перерисовывали и издавали! Кстати,Аларт ди Хамель был архитектром и гравером,лично знал Босха.
Что ж,эта популярность не самых приятных глазу образов понятна: метания души человеческой,низменные и даже преступные инстинкты,религия и мораль,политические катаклизмы и пропасть между возвышенным,провозглашаемым церковью,властью,и реальным положением дел — «Босховщина» всегда актуальна. Но что же позволяет нам извлекать эстетику из столь мрачного шоу?
«Гротеск этих художников все же имеет юмористические черты,несмотря на включение монстров и зловещих гибридных существ» — комментируют экспозицию арт-обозреватели.
Выставка«Иеронимус Босх. Братство»(«Hieronymus Bosch. The Legacy») в отделении музея Staatliche Kunstsammlungen(State Art Collections) - Kupferstich-Kabinett(Коллекция гравюр,рисунков и фотографий) в Дрездене продлится до 15 июня.