Шедевры импрессионистов гастролируют по Европе. В центре внимания выставки — не только картины любителей солнца и свежего воздуха Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Альфреда Сислея, Эдуарда Мане и Берты Моризо, но и человек, которого считают «отцом импрессионизма» — французский коллекционер и галерист Поль Дюран-Рюэль. В фокусе этой истории — еще и роль Англии!
Жокеи (Скаковые лошади перед трибунами)
1868, 46×61 см
Выставка из Musee de Luxembourg в Париже, переместилась в Национальную Лондонскую галерею, к ней добавили пять новых работ и немного изменили название, и сейчас на выставке «Изобретая импрессионизм. Человек, который продал тысячу Моне» 85 работ знаменитых художников! Посмотрим?
Кураторы выставки расставляют свои акценты, заявляя о том, что англичане также причастны к появлению нового стиля в искусстве — импрессионизма. Полюбопытствуем, какие основания для этого приводят английские искусствоведы!
Улица в Сиднэме
1871, 48×73 см
Со-куратор выставки Кристофер Риопелль (Christopher Riopelle) не без удовольствия заявляет, что Англия также причастна к появлению нового направления в искусстве — импрессионизму. Во-первых, именно в Лондоне в январе 1871 года Дюран-Рюэль познакомился с Моне и Писсарро, где французы укрылись от франко-прусской войны. Парижский коллекционер, которому в то время было 39 лет и он уже несколько лет возглавлял семейную галерею, сразу понял, что новый метод молодых французских художников — это что-то совершенно новое и радикальное в изобразительном искусстве.
Темза в Вестминстере
1871, 47×72.5 см
О Дюран-Рюэле читайте в нашей публикации «Поль Дюран-Рюэль: профессия арт-дилер! Главный мессионер импрессионизма».
Открыв для себя импрессионистов, Дюран-Рюэль начинает покупать их картины — первые работы он приобрел у Писсарро и Сислея в 1871 году и тут же выставил их в Лондоне. Вернувшись во Францию, Поль знакомится с Сислеем, Ренуаром, Дега и оказывает им моральную и финансовую поддержку.
Перед забегом
1880, 40×88 см
Первое Признание и финансовый успех к импрессионистам пришел в 1886 году, когда Дюран-Рюэль поехал за океан, прихватив с собой 300 картин «своих подопечных». Он устроил выставку в Нью-Йорке и состоятельные американские коллекционеры проявили интерес к современным французским художникам, раскупив их картины. Из Америки Дюран-Рюэль пишет в письме Моне «я выигрываю понемногу каждый день.»
Вид на Темзу: мост Чаринг-Кросс
1874, 33×46 см
Дюран-Рюэль был единственным человеком, кто мог представлять интересы художников, покупать их картины и организовывать выставки. Благодаря своей активной деятельности он расширил свою парижскую галерею до мировых масштабов, открыв филиалы-галереи в Лондоне и Нью-Йорке. Но больше всего англичане восторгаются революционной бизнес-стратегией рискованного арт-дилера, который в одиночку решил судьбу целого направления и решительно поставил импрессионистов на карту мирового искусства.
Музыка в саду Тюильри
1862, 76×118 см
На выставке англичане замечают все работы, связанные с Англией, даже небольшой эскиз Клода Моне «Грин-парк. Лондон» вызывает бурные эмоции.
«Я проходил здесь сотни раз! — говорит Ричард Грант представляя выставку, — На дальнем плане виднеется район Пикадилли, в парке — нечеткие силуэты людей на прогулке. Как точно запечатлен момент! Картина передает мое впечатление — быстро брошенный взгляд проходящего мимо человека».
Рассуждая об английском влиянии на импрессионизм, кураторы вспоминают выставку, которую в 1905 году организовал Дюран-Рюэль в галерее Графтон (Grafton Galleries) в Лондоне.
Кристофер Риопелль называет ее «самой выдающейся выставкой импрессионистов, которая когда бы то ни было проводилась в мире». В одной галерее было представлено 395 картин, 196 из которых были в личной коллекции галериста!
Кристофер Риопелль называет ее «самой выдающейся выставкой импрессионистов, которая когда бы то ни было проводилась в мире». В одной галерее было представлено 395 картин, 196 из которых были в личной коллекции галериста!
Балетный класс
1880, 82.2×76.8 см
И. хотя, настоящая выставка представляет меньшее количество картин, импрессионисты стоят того, чтобы их увидеть!
Выставка в Лондонской Национальной галерее продлится до 31 мая 2015 года, а затем отправится в Художественный музей Филадельфии.
Выставка в Лондонской Национальной галерее продлится до 31 мая 2015 года, а затем отправится в Художественный музей Филадельфии.
Верхняя иллюстрация — Эдуард Мане, эскиз к картине «Бар в Фоли Бержер», 1882