Каналетто – прославляя Британию: выставка знаменитого пейзажиста ХVIII века открылась в «графстве Шекспира»
Хорош Лондон! А на картинах Джованни Каналя (Giovanni Antonio Canal) (или Каналетто, как прозвали его в родной Италии) и того лучше! Художник, изображавший Венецию, на целых 9 лет променял ее на туманный Альбион, подарив миру серию непревзойденной живописи. Впервые британские пейзажи собраны на одной выставке на родине Шекспира — в галерее Compton Verney, что в графстве Уорикшир.
Портреты городов
В любой европейской туристической Мекке можно встретить художников, продающих приятные глазу, насыщенные деталями повседневные городские пейзажи, а правильней сказать — ведуты (от итал. veduta, «вид»). Пару сотен лет тому этот жанр завоевал популярность в Европе. Вот и сын театрального декоратора, Джованни Каналь (1697 — 1768), унаследовавший от отца художественный талант, как-то раз съездил в Рим, где увидел работы известнейшего ведутиста Паоло Паннини (Paolo Panini). После чего молодой человек взялся за кисть и вскоре стал хорошо зарабатывать на продаже венецианских ведут гостившим в Италии англичанам.
Венеция. Дворец дожей и библиотека, вид от собора Святого Марка
XVIII век, 47×81 см
Процветающему бизнесу помешала Война за Австрийское наследство, начавшаяся в 1740 году — покупателей картин из Великобритании становилось все меньше. Если клиент не идет к Каналетто, Каналетто придет к клиенту, — решил художник и в 1746 году переехал в Англию.
Интересный факт. Благодаря документальной точности картин Каналетто сегодня мы знаем, как в 1746 году выглядел Вестминстерский мост. Но откуда такая скрупулезность? Оказывается, для создания своих пейзажей Каналетто сначала использовал многочисленные эскизы и наброски с натуры, а потом перешел на прародителя современного фотоаппарата — камеру обскура с линзой.
Вестминстерский мост
1747, 110.8×1242.2 см
Восточный фасад Уорикского замка на картине Каналетто стоит лицезреть воочию! Пейзаж демонстрирует то, как как автор с помощью такого инструмента, как свет добавляет в традиционные английские пейзажи каплю средиземноморского колорита.
Сэр Канолетто и его «Новая Венеция»
Выставка «Каналетто — прославляя Британию» (Canaletto: Celebrating Britain) собрала работы художника, созданные в его девятилетний английский период. В серии работ, датированных 1746−1755 годами, Каналетто «поймал» виды страны в момент ее процветания и триумфа.
Берег Темзы
XVIII век, 68.6×106.7 см
Серии новых архитектурных и инженерных проектов дали толчок к строительству домов, замков, мостов, церквей, резко меняя привычные глазу пейзажи. Фактически, благодаря влиянию средиземноморского стиля Лондон заработал титул «Новая Венеция».
Вестминстерское аббатство
1749, 99×101 см
Сноска. Британия вдохновила Канолетто на создание множества красивейших пейзажей, лучшие из которых — представленные на выставке в Уорикшире виды окрестностей колледжа Итон.
Итонский колледж
1746, 108×62 см
С большим изяществом и легкостью итальянец создавал картины и гравюры, изображая новые дома в палладианском, баррочном и готическом стилях, отражая современное развитие британской культуры. С переездом ведутист не прогадал: спрос на работы Каналетто среди британских коллекционеров был высок. Одну из его серий приобрел герцог Бедфорд. Правда, состояния художник так и не скопил.
До конца дней художник кропотливо выполнял детальные рисунки тушью, сохраняя ясный взгляд и крепкую руку. Последнюю дошедшую до нас работу он подписал так: :"Я, Джованни Антонио де Каналетто, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 69 лет, не прибегая к очкам. 1766 год."
Падуя
1742, 62×109 см
Работы Каналетто находятся в крупнейших американских и европейских музеях. Впервые его британские впечатления собраны воедино в Великобритании. Насладиться ими можно будет с 14 марта по 7 июня.