Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Деятельность художников,которые подделывают шедевры именитых мастеров,в основном подпадает под определение«арт-криминал». Однако эти люди зачастую не менее талантливы,интересны и отважны,чем творцы,чьи шедевры они копируют. Музей искусств Оклахома-Сити(The Oklahoma City Museum of Art) исследует творчество пяти самых знаменитых копиистов ХХ века,от Хана ван Меегерена до Эрика Хебборна и Марка Лэндиса. Вермеер,Модильяни… Похоже?
Главная иллюстрация: Марк Лэндис,без названия. Работа в стиле Поля Синьяка(акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
,бумага). Собственность Музея искусств Оклахома-Сити.
В центре внимания выставки в столице штата Оклахома — более 60 работ некоторых самых известных арт-мошенников. Экспозиция освещает их сомнительное наследие и изучает то,как их таланты,обаяние и дерзость вводили в заблуждение мир искусства ХХ века и нашего времени.
Работы несколько мастеров фальсификации,представленные на выставке,иллюстрируют наиболее интригующие и печально известные скандалы нашего времени.
Дж. Майат, "Девушка с жемчужной серёжкой" в стиле Яна Вермеера (холст, масло)
Я. Вермеер, "Девушка с жемчужной серёжкой", ок. 1665 года (холст, масло)
Деяния уже покойных Хана ван Меегерена,Элмира де Хори и Эрика Хебборна потрясли арт-сообщество,обеспечив им всемирную известность. Их более поздние последователи Джон Майат и Марк Лэндис попали в поле зрения СМИ за свои многочисленные и стилистически разнообразные подделки.
Хан ван Меегерен (Han van Meegeren)
Собственные работы голландца Хана ван Меегерена(1889 — 1947) учителя находили натянутыми и подражательными. Но на подделках под Вермеера и Питера де Хоха он заработал миллионы. Например,продал за 1,6 млн гульденов полотно«Христос и судьи» нацистскому рейхсминистру Герману Герингу,выдав за работу кисти Вермеера.
После войны,чтобы избежать обвинений в коллаборационизме и распродаже национального имущества,сознался в фальсификациях. В 1947-м был приговорён к году тюрьмы и спустя месяц умер за решёткой от сердечного приступа.
Хан ван Меегерен,«Девочка с голубым бантом» в стиле Яна Вермеера. Ок. 1924 года
Х. ван Меегерен,«Голова Христа» в стиле Яна Вермеера. 1940 — 41 год(холст,масло)
Элмир де Хори (Elmyr de Hory)
Уроженец Венгрии Элмир де Хори(1905 — 1976), в отличие от ван Меегерена,не был наказан за подделки(его сажали по другим обвинениям,в том числе — в мужеложстве).
Он копировал Пикассо, Гогена, Матисса и Модильяни. И настаивал,что не является мошенником,ведь не подписывал картины их именами,а подражание стилю не запрещено законом.
Элмир де Хори, "Три танцовщицы" в стиле Пабло Пикассо. Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в стиле Амедео Модильяни. 1956 — 57 годы
Однако когда в отношении де Хори французы открыли уголовное дело,а испанцы согласились на его выдачу,художник принял смертельную дозу снотворного.
Эрик Хебборн (Eric Hebborn)
Британца Эрика Хебборна(1934 — 1996) подтолкнул на путь криминала его предполагаемый любовник,советский шпион сэр Энтони Блант,сказав,что некоторые работы похожи на картины Никола Пуссена.
В своей автобиографии Хебборн хвастал,с какой лёгкостью обманывал экспертов и обвинял арт-дилеров в готовности признать произведение подлинником,дабы максимизировать прибыль.
Э. Хебборн, "Стоящий юноша, опирающийся на постамент" в стиле Жана-Антуана Ватто. 1970 год
Э. Хебборн, "Обнажённый с ногой на шлеме" в стиле Андреа Мантенья. Без даты
После публикации его книги«Справочник арт-мошенника» в 1996 году Эрик Хебборн был обнаружен на улице Рима с проломленным черепом. Убийство до сих пор остаётся загадкой,а рисунки художника продаются за десятки тысяч фунтов стерлингов.
Эрик Хебборн,«Св. Георгий и дракон», в стиле Якопо Беллини. 1994 год
Джон Майат (John Myatt)
Ещё один британец Джон Майат(род. 1945) вместе со своим пособником Джоном Дрю был назван«крупнейшим мошенником ХХ века». По оценкам полиции,он создал около 200 подделок,проданных через аукционные дома Christie’s,Phillips и Sotheby’s,а также через дилеров в Лондоне,Париже и Нью-Йорке.
Проведя в тюрьме четыре месяца из назначенного судом года,он вышел на свободу,и ныне помогает полиции разоблачать мошенников.
Джон Майат, "Железнодорожный мост Чаринг-Кросс" в стиле Клода Моне. 2011 год
Джон Майат, "Паддок" в стиле Рауля Дюфи. Без даты
Дж. Майат,«Автопортрет с затенёнными глазами и текстом». Без даты
Майат также ведёт телешоу,где рисует портреты известных людей в стиле знаменитых живописцев. Его гостями были,например,популярные актёры Имельда Стонтон и Джим Картер,а также комик Стивен Фрай,с которого художник написал копию портрета папы Иннокентия X кисти Веласкеса.
Дж. Майат, "Стивен Фрай в образе папы Иннокентия X" в стиле Веласкеса
Дж. Майат, "Имельда Стонтон и Джим Картер в образе мистера и миссис Кларк" в стиле Дэвида Хокни
Американец Марк Лэндис(род. 1955) не продаёт свои картины,а «жертвует» их небольшим музеям. Успех Лэндиса заключается не только в его таланте копировать все стили,а и в способности играть эксцентричного,но искреннего филантропа. Очевидно,в этом художнику помогает шизофрения,диагностированная у него в 18-летнем возрасте.
Он умудрился подарить шесть копий одного произведения разным учреждениям.
М. Лэндис, "Женщины, сидящие на лужайке" в стиле Чарльза Кортни Карана. Ок. 2000 года
Ч. Кортни Каран, "Женщины, сидящие на лужайке"
Несмотря на разоблачения,против Лэндиса не выдвинуто ни одного обвинения. Он не получает коммерческой выгоды от своих презентов(не считая нескольких подарков от кураторов) и в основном имеет дело с экспертами,которые должны уметь отличать подлинники от фальшивок.
М. Лэндис,«Старый скрипач» в стиле Чарльза Кортни Карана. 2013 год
Некоторые оригинальные работы Лэндиса были проданы через фонд NARSAD,который специализировался на произведениях художников с психическими заболеваниями.
Марк Лэндис,без названия. Рисунок в стиле Луи Вальта(1869−1952). Без даты,акварель на бумаге. Собственность Музея искусств Оклахома-Сити
Помимо копий и подражаний,на выставке«Намерение обмануть: подделки и подлоги в мире искусства» представлены также оригинальные работы каждого из мошенников,их личные вещи,фотографии,видео,образцы материалов и описание методик,которые они использовали для создания убедительных фальшивок. А посетители могут проверить своё восприятие подлинности,сравнив копии с оригинальными произведениями таких современных мастеров как Чарльз Кортни Каран, Анри Матисс,Амедео Модильяни,Поль Синьяк и других.
Х. ван Меегерен, "Сводница" в стиле Дирка ван Бабюрена. 1940 год
Оригинальное произведение искусства. Морис де Вламинк(1876 — 1958), «Деревня». Ок. 1908 года(гуашь,акварель и чернила на бумаге,закреплённой на холсте)
Уникальная выставка,вызывающая неподдельный интерес,продлится до 10 мая.