«Солнце — это Бог», — говорят, именно с такими словами на устах умер знаменитый британский художник Уильям Тернер. Уже любви к небесному светилу достаточно, чтобы Тернер захотел навестить Калифорнию. Но его сюда привели важные дела. 22 февраля в Голливуде раздавали оскаровские статуэтки, и фильм «Мистер Тернер» (Mr. Turner, 2014) режиссера Майка Ли был номинирован аж в четырех категориях. А 24 февраля в Музее Гетти, расположенном в Лос-Анджелесе, открылась выставка поздних работ Тернера «Освобожденная живопись» — такого крупного проекта, посвященного Тернеру, на Западном Побережье Тихого океана еще не случалось.
Артхив уже рассказывал подробно о фильме «Мистер Тернер» — когда сыгравший в нем титульную роль Тимоти Сполл был назван лучшим актером на Каннском кинофестивале.
Американская киноакадемия выдвинула ленту о британском гении в следующих номинациях: Лучший саундтрек, Лучшие костюмы, Лучший художник-постановщик и Лучший оператор. В первых трех категориях победил фильм «Отель «Гранд Будапешт» — о нем мы тоже писали: сюжет там закручен вокруг драгоценной картины, а художник по костюмам был настолько изобретателен, что придумал для Тильды Суинтон платье с узором «под Климта». Словом, проиграть было не обидно: конкурент достойнейший.
Американская киноакадемия выдвинула ленту о британском гении в следующих номинациях: Лучший саундтрек, Лучшие костюмы, Лучший художник-постановщик и Лучший оператор. В первых трех категориях победил фильм «Отель «Гранд Будапешт» — о нем мы тоже писали: сюжет там закручен вокруг драгоценной картины, а художник по костюмам был настолько изобретателен, что придумал для Тильды Суинтон платье с узором «под Климта». Словом, проиграть было не обидно: конкурент достойнейший.
Оператор Дик Поуп, безусловно, заслуживал статуэтки. Шутка ли, он умудрился воспроизвести на экране пейзажи, которые мы знаем по картинам Тернера! Но и его ближайший конкурент Эммануэль Любецки сотворил чудо, которое войдет в учебники для кинематографистов: фильм «Бердмен» он изловчился снять так, что тот выглядит одним-единственным планом, без склеек. Победил Любецки.
Что ж, фильм о Тернере от того, что его обнесли на раздаче «Оскаров», хуже не стал. А в качестве компенсации художника ждут гарантированные восторги от посетителей Музея Гетти.
О выставке «Освобожденная живопись» Артхив речь тоже уже заводил: в прошлом году она произвела фурор в лондонской галерее Тейт, а теперь составила основу калифорнийской экспозиции.
Поздний Тернер — самый интересный: уже немолодым человеком он со своими экспериментами пустился во все тяжкие, за что в итоге современники прозвали его безумцем, а импрессионисты чуть позже назовут своим прародителем. Вспомним несколько ярчайших (часто и в буквальном смысле ярчайших!) работ Тернера, которые представлены в Музее Гетти. Всего в экспозиции более 60-ти живописных полотен и акварелей.
Поздний Тернер — самый интересный: уже немолодым человеком он со своими экспериментами пустился во все тяжкие, за что в итоге современники прозвали его безумцем, а импрессионисты чуть позже назовут своим прародителем. Вспомним несколько ярчайших (часто и в буквальном смысле ярчайших!) работ Тернера, которые представлены в Музее Гетти. Всего в экспозиции более 60-ти живописных полотен и акварелей.
Пожар в верхней и нижней палатах парламента 16 октября 1834 года
1835, 92.1×123.2 см
Тернер обожал свет и световые эффекты, даже когда их источник был разрушительным. Свет отвечал художнику взаимностью: сцены пожаров удавались ему так же хорошо, как закаты и рассветы.
Вечером 16 октября 1834 года в одном из строений парламента вспыхнуло пламя — Тернер со своим альбомом для зарисовок и акварельными красками прибыл к месту происшествия едва ли не раньше пожарных. Увы, трудно себе представить, чтобы он кинулся спасать кого-то или, что вообще немыслимо, тушить пожар. Тернер делал наброски пожирающего парламент огня.
Результатом ночных бдений стали два полотна (второе, кстати, тоже обрело постоянную прописку в США, в Кливлендском музее). Чтобы быть максимально достоверным, в мастерской Тернер пользовался не только собственными впечатлениями, но и газетными репортажами о случившемся из «Таймс». Вскоре газеты писали о «пожарных» картинах Тернера.
Вечером 16 октября 1834 года в одном из строений парламента вспыхнуло пламя — Тернер со своим альбомом для зарисовок и акварельными красками прибыл к месту происшествия едва ли не раньше пожарных. Увы, трудно себе представить, чтобы он кинулся спасать кого-то или, что вообще немыслимо, тушить пожар. Тернер делал наброски пожирающего парламент огня.
Результатом ночных бдений стали два полотна (второе, кстати, тоже обрело постоянную прописку в США, в Кливлендском музее). Чтобы быть максимально достоверным, в мастерской Тернер пользовался не только собственными впечатлениями, но и газетными репортажами о случившемся из «Таймс». Вскоре газеты писали о «пожарных» картинах Тернера.
… когда весной 1835 года «Пожар парламента» появился на выставке, устроенной Британским институтом, эту фантастическую картину сияния, обжигающего глаза, стали превозносить вовсе не за достоверность, а за величие. Затем, в том же году, на выставке в академии Тёрнер представил свои второй по мотивам пожара холст, рассеченный надвое полыхающим полотнищем огня. Впечатлительный критик «Морнинг кроникл» заметил, что служителям «академии следует, хотя бы изредка, набрасывать мокрое одеяло или что-то вроде того либо на этого короля пожаров, либо на его произведения…».
Питер Акройд. «Тернер».
Питер Акройд. «Тернер».
Лихие огненные эскизы Тернера в Музее Гетти тоже покажут. Художник в считанные минуты с помощью акварели — водяной краски — запечатлевал восторг и ужас, в которые его приводил огонь: эти чувства было не погасить.
Пожар на Большом складе лондонского Тауэра в 1841 году
1841, 23.5×32.5 см
Свет никогда не выглядит у Тернера безмятежным. Даже в восходах есть будоражащая тайна: что же откроется нашему взору когда солнце будет в зените?
Замок Норем на рассвете
1845, 90.8×121.9 см
Тогда как Тернер не мог осознанно предвидеть будущие художественные тенденции, сегодня многим он видится как пророк модернизма из-за его грубых мазков и квазиабстрактных изображений. Эта выставка представляет Тернера как наиболее инновационного и экспериментального художника своего времени, и я не сомневаюсь, что она станет вдохновляющей для нового поколения художников, работающих сегодня в Калифорнии.
Тимоти Поттс, директор Музея Гетти
Тимоти Поттс, директор Музея Гетти
Что было стихией Тернера? Стихии! Непредсказуемые природные явления, во время которых картинка перед глазами меняется каждую секунду — и все «кадры» в мастерской нужно будет смонтировать в один. Без склеек.
Снежная буря. Пароход у входа в гавань
1842, 91.4×121.9 см
Выставка Уильяма Тернера в Музее Гетти продлится до 24 мая.
Главное фото в материале: кадр из фильм «Мистер Тернер».
Главное фото в материале: кадр из фильм «Мистер Тернер».