Был ли Рафаэль причастен к написанию «Мадонны Нортбрука»? Каждый сможет дать себе ответ на этот вопрос, увидев эту картину рядом с «Малой Мадонной Каупера». До 27 сентября эти две работы провисят в одном зале Художественного музея Вустера (штат Массачусетс), который одолжил «Мадонну Каупера» у Национальной галереи искусства в Вашингтоне специально для такого исследования.
«Мадонна Нортбрука» (Northbrook Madonna) получила свое название по имени графа Нортбрука, в чьей лондонской коллекции она находилась. Изначально картина, написанная маслом на дереве, приписывалась Рафаэлю. Новейшие исследования ставят под сомнение авторство, но не могут однозначно ответить на вопрос, кто же создал этот образ. Теперь кураторы Художественного музея Вустера хотят развеять тень сомнений если не у специалистов, то хотя бы у публики. Экспозиция двух работ — «Мадонны Нортбрука» и «Малой Мадонны Каупера» — также должна проследить влияние раннего Рафаэля на его последователей в центральной Италии.
«Малая Мадонна Каупера» — одно из величайших произведений Ренессанса, находящихся на территории Америки. Написанная около 1505 года — в период переезда Рафаэля из Урбино во Флоренцию, — эта работа положила начало череде Мадонн, благодаря которым один из крупнейших художников Возрождения завоевал свою репутацию.
Полотно поражает мастерским соединением сакральных тем и глянца реальности. Его персонажи будто являются простыми смертными, их образы излучают нежность, трогательную близость, которая очень очеловечивает святых. При первом взгляде мы видим милую молодую мать, сидящую в задумчивой мечтательности и держащую пухлого мальчика, который пытается встать у неё на коленях.
Малая Мадонна Каупера
1505, 58×43 см
Впечатление усиливается атмосферным пейзажем на заднем плане — с покатыми холмами и изящными деревьями, которые купаются в мягком, обволакивающем свете. На пригорке справа возвышается изящная церковь времён Возрождения, Сан Бернардино, — усыпальница герцогов Урбино. Эта деталь говорит о том, что Рафаэль писал полотно для какого-нибудь заказчика в своём родном городе, а не для патрона во Флоренции. Церковь — это ещё и признак того, что, несмотря на весь натурализм
, это благочестивое произведение с религиозным смыслом. Печальный взгляд Мадонны символизирует её предвидение будущих страданий, которые перенесёт её сын — Искупитель человечества.
Рафаэль, вероятно, был бы удивлён, узнав, что его картину называют «Малой Мадонной Каупера» (The Small Cowper Madonna) и даже не потому, что не говорил по-английски. Переходя из рук в руки в течение столетий, картины обычно именуются по фамилии последнего владельца. В XIX веке эта и ещё одна рафаэлевская Мадонна с младенцем — ныне известная как «Большая Мадонна Каупера» — были частью коллекции британского аристократа графа Каупера. С тех пор они и носят такие названия.
Большая Мадонна Каупера
1508, 81×57 см
Некоторые ранние исследователи верили, что «Мадонна Нортбрука» была полностью или частично написана Рафаэлем. Но это не подтверждают новейшие анализы творчества художника. Теперь же первостепенное значение в расследовании авторства вустерской Мадонны будет иметь предварительный рисунок, нанесённый на полотно. Его увидели под слоем краски благодаря современным неинвазивным технологиям. Это скрытое свидетельство можно будет сравнить с пространственным эскизом «Малой Мадонны Каупера».
Увидев абрисы, зрители смогут внимательно сравнить детали. Это типология лиц Мадонны и Дитя, комплексность их поз и общий ритм композиции, лёгкость, с которой исполнены формы и объёмы, изображены свет и ландшафт, а также чувство эмоциональной и психологической близости (или их отсутствие) между фигурами. «Каждый может спросить себя, видит ли он те же уверенные разум и руку, которые действовали в обоих случаях», — утверждает доктор Линда Уолк-Саймон (Linda Wolk-Simon), специалист по итальянскому искусству XVI — XVIII веков, творчеству Рафаэля и членов своей мастерской.
«Мы также должны поразмышлять, мог ли Рафаэль сделать разработку картины, которая хранится в Музее Вустера, а затем позволить кому-то другому нарисовать её полностью или частично? Если это не Рафаэль, как утверждают современные исследователи, мы должны спросить, кто из его ближайших помощников и подмастерьев в 1505 году мог выполнить эту самую рафаэльевскую из работ», — говорит учёный.