Временный запрет на вывоз — таким образом работе Яна Брейеля Старшего XVII века дают шанс остаться в Англии после продажи на аукционе Sotheby’s.
«Райский сад со сценой грехопадения» (The Garden of Eden With the Fall of Man, 1613), небольшая виртуозная работа маслом на меди, подтверждает «титул» старшего сына Питера Брейгеля — Ян Брейгель «Бархатный» (Старший, Цветочный). Изящные работы знамениты, лучшие из них действительно ценятся, и каждая из «райских» сцен (их у художника несколько) — наперечет.
Недаром сразу же после продажи на аукционе Sotheby’s в Лондоне летом этого года за сумму в 6,8 миллионов фунтов (10,6 млн. долларов) картина формата альбомного листа была признана «выдающимся культурным наследием» и к вывозу временно запрещена. До 4 марта 2015 года, уточняет the Guardian.
(Кстати, среди райской живности в саду Эдема не сразу отыщешь Адама и Еву. Даем подсказку — там, вдалеке!)
В последний раз на арт-рынке картина, созданная в 1613 году, мелькнула в 1853 году. Тогда ее приобрел Алгернон Перси (Algernon Percy), четвертый Герцог Нортумберлендский, и оставалась собственностью семейства до 2014 года, когда была выставлена на аукцион. До предаукционной экспозиции картина появлялась на публике в Англии весьма давно: на выставке Festival of Britain Exhibition в 1951 году.
Что это дает недолгий временный запрет на вывоз работы Яна Брейгеля Старшего? Вполне реальный шанс оставить картину в Англии: приводят удачные примеры, когда «Автопортрет» Ван Дейка (1641 г.) благодаря финансовой поддержке публики и при весомом участии в кампании супруги принца Уильфма — Кейт Миддлтон (Kate Middleton), был выкуплен и с мая 2014 года экспонируется в Лондонской Национальной Портретной Галерее (London's National Portrait Gallery).
А тут — видный представитель семейства Брейгелей, одна из лучших его работ, на которой изображены не мученичества и не строгие лики, а все великолепие Эдема, птицы, звери и… лошадка! Мы прогнозируем успех кампании по сбору средств, и искренне желаем его картине фламандца. Ждем новостей этой весной.
Вступление животных на Ноев ковчег
1635, 60×90 см
И еще немного о Брейгеле!
— Знакомая лошадка на картине выше? Прекрасное животное, один из символов в искусстве — нередкий участник библейских сцен на картинах этого художника.
— «Цветочным» Яна Брейгеля Старшего прозвали за дело: точные изображения флоры впечатляют! Что интересно, красоту цветочную художник выписывал точно, с натуры: благодаря покровительнице эрцгерцогине, он мог гулять по королевским оранжереям.
Натюрморт с цветами в плоской вазе
1615, 44×66 см
Рубенс считал Яна Брейгеля своим «старшим братом», они дружили и даже сотрудничали: на совместном счету — около 20 картин, включая еще одну версию «Райского сада со сценой грехопадения» (1617, на ней грешники — крупно), картины «Флора и Зефир» (1617), «Четыре элемента и пять чувств» (1617 — 1618), «Возвращение с войны. Марс…» (1610 — 1612), «Аллегория осязания» (1618), «Обоняние» (1618)… Рубенс написал и известнейший портрет семьи Брейгелей — «Семья Яна Брейгеля» (1612−1613).
Детей у Яна было гораздо больше, чем на этой картине (увы, трое, как и сам Ян Брейгель Старший, умерли во время эпидемии холеры), и Ян Брейгель Младший, возглавивший мастерскую после трагедии — самый известный из них.