Автопортрет
Энтони Ван Дейка был «спасен для нации» в итоге наиболее успешной общественной благотворительной кампании в истории Британии — «Save Van Dyck». 10 тысяч ее участников собрали 10 млн. фунтов, и теперь картина не поселится в 123-комнатном особняке зятя руководителя «Формулы-1», а остается в Англии. Однако, почему полотно столь дорого британцам?
Энтони ван Дейк (1599−1641) — знаменитый живописец и один из создателей «парадного портрета» XVII в. Родившийся в Антверпене, ван Дейк (Anthony van Dyck), сотрудничал и помогал в мастерской Рубенсу (тот даже нарисовал портрет
своего самого успешного ученика). Позже художник работал при дворе английского короля Якова I, потом и Карла I. Тот посвятил его в рыцари, пожаловал статус королевского художника (и солидный оклад)… Еще и женился ванн Дейк в Англии на дочери лорда Рутвена — ну как не признать его автопортрет
национальным английским достоянием? Если серьезно, творца называют «одним из величайших художников, работавшим в Британии».
Тройной портрет Карла I, короля Англии
1635, 84.5×99.7 см
Автопортрет
, который спасала Британия, был написана в 1640 году незадолго до кончины художника. Теперь картина останется в стране и будет выставлена в Национальной Портретной Галерее после того, как более 10,000 участников кампании собрали 10 миллионов фунтов. Как это удалось? Сначала индивидуальные «доноры» собрали более 1,44 млн фунтов, с крупными суммами присоединились частные благотворительные организации, потом помогла лотерея Heritage Lottery Fund — плюс еще 6,3 миллиона.
Герцогиня Кембриджская, как патрон Национальной Портретной галереи, сфоторафировалась с картиной в рамках промоушна общенациональной кампании по сбору средств
Кстати, можно было получить путешествие-«люкс» на двоих на родину художника — Антверпен! И, конечно, очень помогали СМИ и… мобильные телефоны. Там распространялась масса информации с призывами помочь кампании. «Люди присылали деньги в конвертах — 5, 10, 20 фунтов», — рассказывает директор галереи. Детей из художественной школы водили на экскурсии, и они делились впечатлениями о картине. 11-летние были бесхитростны: мальчику понравилась богатая золоченая рама
, а девочка была поражена тем, что он «постоянно следил за ней взглядом!»
Работа могла бы стать навеки утраченной для Англии и очутиться в Америке после ее намечавшейся покупки биллионером. Автопортрет
ванн Дейка более 300 лет хранился в почтенном английском семействе, и лишь в 2009 году был продан с аукиона Sotheby’s коллекционеру и филантропу Альфреду Бадеру (Alfred Bader) за 8,32 млн фунтов ($13,5 млн) при эстимейте 2—3 млн фунтов. Ну, а он любезно согласился продать его австралийскому биллионеру Джеймсу Станту (James Stunt) за 12,5 млн фунтов.
Тот как раз женился на прекрасной Петре — дочери небезызвестного Берни Экклстоуна (биллионера, руководителя «Формулы-1»), и планировал украсить картиной одну из комнат своего 123-комнатного особняка в Лос-Анджелесе. Однако на вывоз картины был наложен запрет, и кампания по сбору средств началась. Джеймс Стант, как честный человек, отказался от идеи покупки после того, как увидел столь широкий и эмоциональный общественный резонанс.
В итоге владелец полотна — 91-летний мистер Бадер, согласился продать портрет
Национальной Портретной Галерее. После того, как там до августа полюбуются не утраченным достоянием, картина отправится на «гастроли» по стране.
Что ж, хорошо, что владелец «Автопортрета» ванн Дейка не вдохновился примером наследницы Блох-Бауэров, Марии Альтман, которая в процессе общенациональной кампании по сбору средств на выкуп знаменито полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», в 2006 г. подняла «справедливую цену» за него в два раза. В итоге парфюмерно-косметический магнат и филантроп Рональд Лаудер приобрел картину за 135 млн долларов, поместив основанную им Новую галерею в Нью-Йорке.