Впервые в Нью-Йорке, в музее Метрополитен проходит самая масштабная и будоражащая выставка, посвященная творчеству Бартоломеуса Спрангера. Он расписывал соборы и храмы, был любимым художником Папы Римского и писал лики святых. Так почему же, фламандского художника во всем мире знают как одного из лучших эротических живописцев?! Идем разбираться в этом вопросе и наслаждаться шедеврами до 1 февраля 2015 года на выставке «Бартоломеус Спрангер. Блеск и эротика в императорской Праге».
Он так тонко создавал сексуально-смелые картины на мифологические сюжеты, что они подкупали абсолютно всех: от священнослужителей до стыдливых светских дам. Но для современной американской публики это сравнительно малоизвестный художник, поэтому выставка — настоящее открытие!
Геркулес и Омфала
1580-е
, 23.2×18.4 см
Признание и слава при жизни — редкие спутники художника, но Спрангер относится к тем счастливчикам, талант которых был по-достоинству оценен в ранние годы творчества.
Еще с 11 лет его учителями были такие мастера, как Ян Мандейн в Антверпене и Корнелис ван Далем. Поле окончания обучения он отправляется в мировую столицу творческой жизни — в Париж, а потом в Лион. В 1565 году он прибыл в живописную Мекку того времени — Италию. Именно здесь ему покровительствовали кардинал и Папа Римский. После такой протекции он стал придворным художником императора Максимлиана II в Вене. Ну чем не любимчик фортуны?!
Еще с 11 лет его учителями были такие мастера, как Ян Мандейн в Антверпене и Корнелис ван Далем. Поле окончания обучения он отправляется в мировую столицу творческой жизни — в Париж, а потом в Лион. В 1565 году он прибыл в живописную Мекку того времени — Италию. Именно здесь ему покровительствовали кардинал и Папа Римский. После такой протекции он стал придворным художником императора Максимлиана II в Вене. Ну чем не любимчик фортуны?!
Продолжил свою блестящую карьеру художник в Праге, куда был приглашен ко двору Рудольфа ІІ. Именно здесь он получает заказы не только от королевской семьи, но и от VIP-персон со всей Европы. Именно благодаря светским заказам Барталомеус мог отдаться экспериментам: он использовал новые образы, темы и техники, многие были по-настоящему новаторскими.
А еще Спрангер познакомил всю Северную Европу со своим любимым итальянским маньеризмом. Он был настоящим предтечей многих «барочных» направлений еще задолго до использования этих приемов Рубенсом.
А еще Спрангер познакомил всю Северную Европу со своим любимым итальянским маньеризмом. Он был настоящим предтечей многих «барочных» направлений еще задолго до использования этих приемов Рубенсом.
Венера и Марс, предупрежденные Меркурием
1587, 108×80 см
Специально к выставке был подготовлен каталог всех представленных полотен. Редактор каталога Салли Метцлер в интервью газете «The New York Times» отметила: «Это выставка - не просто обзор „хитов“, это история становления гениального художника благодаря постоянному труду. В 11 лет он уже работал — рисовал эскизы, потом пробовал себя как пейзажист, — и в результате долгих поисков нашел себя в мифологических сюжетах»
Секреты и открытия — к выставке!
Во время составления иллюстрированного каталога выяснилось, что существует давно утерянный рисунок ангела, созданный художником в последние годы жизни. После долгих поисков его нашли у книготорговца в Мюнхене, который использовал «красивую картинку» для создания постеров со своей рекламой. Находка долго не была опознанной, так как не была подписана. На ней был указан лишь год — 1605, — и место, Прага.
Грехопадение
1593, 126×79 см
«Бартоломеус Спрангер. Блеск и эротика в императорской Праге» — поистине шикарная выставка. Интриги, детективные истории, любовные драмы и эротические сюжеты под мифологическим соусом гениального фламандца продолжают покорять всю Европу. Но, теперь спустя 5 веков, еще и американская публика сможет насладиться шедеврами у себя на родине в Метрополитен музее, до 1 февраля 2015 года по адресу: 1000 Fifth Avenue, New York.
Заглавная картина статьи «Юпитер и Антиопа», 1596.
Заглавная картина статьи «Юпитер и Антиопа», 1596.