Рождественская арт-сказка становится былью: итальянский пенсионер по незнанию приобрёл шедевр Поля Гогена, украденный из лондонской квартиры наследницы империи «Маркс и Спенсер» 40 лет назад. Теперь он признан владельцем картины. Власти в Риме оценили её в 28 млн фунтов стерлингов (35 млн евро). А «на сдачу» — еще и картина Боннара. Увлекательная, невероятная история!
Речь идёт о картине под названием «Фрукты на столе, или натюрморт
с собачкой» (Fruits sur une table ou nature au petit chien), написанной в 1889 году. Вместе с работой Пьера Боннара «Женщина с двумя креслами» (La femme aux deux fauteuils) она была выкрадена в 1970-м из лондонской квартиры Матильды Маркс (Mathilda Marks), наследницы империи «Маркс и Спенсер». Почти 40 лет шедевры провисели в квартире рабочего с завода «Фиат», сообщает The Telegraph.
Опасаясь внимания воров, этот 70-летний человек не раскрывает своего имени. В прессе его называют Николо (Nicolo). «Сейчас я веду переговоры о продаже Гогена, — сказал счастливчик газете „Республика“ (La Repubblica). — Со мной связались несколько частных коллекционеров, и теперь моя семья рассматривает ряд предложений».
Опасаясь внимания воров, этот 70-летний человек не раскрывает своего имени. В прессе его называют Николо (Nicolo). «Сейчас я веду переговоры о продаже Гогена, — сказал счастливчик газете „Республика“ (La Repubblica). — Со мной связались несколько частных коллекционеров, и теперь моя семья рассматривает ряд предложений».
Но каковы основания у него официально считаться владельцем украденных некогда работ? Самые честные: Николо купил картины на аукционе потерянных вещей в Турине в 1975 году. При этом аукционисты назвали их «мусором». «Мне они просто понравились. Когда я принёс их домой, то решил, что неважно, кто их написал, мне они кажутся прекрасными. Возможно, сработала интуиция», — говорит бывший рабочий.
Грабители, которые украли картины из квартиры Матильды Маркс на Честер Террас (Chester Terrace) в Лондоне, провезли их контрабандой через всю Францию. Однако, испугавшись таможенного досмотра на границе с Италией, бросили добычу в поезде на Турин.
Грабители, которые украли картины из квартиры Матильды Маркс на Честер Террас (Chester Terrace) в Лондоне, провезли их контрабандой через всю Францию. Однако, испугавшись таможенного досмотра на границе с Италией, бросили добычу в поезде на Турин.
Полотна обнаружил железнодорожный инспектор, и 5 лет они пылились в бюро находок, прежде чем были выставлены на аукцион Итальянской национальной железнодорожной компании. Рабочий «Фиата», которому нравилось посещать такие торги, приобрёл шедевры за 45 тыс. лир (19 фунтов стерлингов или 25 евро по нынешним деньгам). Не представляя их истинной стоимости, он повесил их на кухне сначала в Турине, а после выхода на пенсию — в родных Сиракузах на Сицилии.
Со временем картинами заинтересовался его сын, который увлекался историей искусств. Ему показалось, что эти полотна — нечто большее, чем просто «мазня». Сравнив подпись на натюрморте Гогена с образцами почерка художника, он решил, что в руках семьи оказался шедевр одного из самых известных живописцев мира. Эксперты подтвердили, что работы действительно принадлежат кистям Гогена и Боннара.
Оба шедевра были изъяты весной нынешнего года для возвращения законным владельцам. Однако лондонская полиция не нашла никого, кто мог бы подтвердить свои права на картины. Матильда Маркс и её муж-американец Теренс Кеннеди (Terence Kennedy) не имели детей и других прямых наследников. Поэтому суд в Риме вынес вердикт о присуждении картин пенсионеру Николо. «Я приобрёл картины добросовестно, и это было признано властями», — говорит он.
Представитель полиции Лондона сообщил, что если бы кто-то заявил права на картины в Великобритании, итальянская сторона была бы об этом информирована. Но поскольку возражений не было, шедевры были возвращены бывшему заводскому рабочему.
Представитель полиции Лондона сообщил, что если бы кто-то заявил права на картины в Великобритании, итальянская сторона была бы об этом информирована. Но поскольку возражений не было, шедевры были возвращены бывшему заводскому рабочему.
Теперь Николо планирует продать Гогена, рассчитывая, что его жизнь изменится после десятилетий изнурительных ночных смен на заводе. Он хочет провести с женой медовый месяц, которого у них никогда не было, в путешествии между Триестом на северо-востоке Италии и Веной. После этого рассчитывает купить ферму неподалёку от Сиракуз, а на остаток неожиданного богатства обеспечить безбедную жизнь детям и внукам.
Полотно Боннара, оценённое в 600 тыс. евро, он решил оставить себе «по сентиментальным соображениям». Что ж, учите, дети, историю искусств, и не ругайте отца, решившего заглянуть на «барахолку» или «гаражный сейл».