Регистрация

«Арт-вояж»: в гостях у всех времен на выставке мастеров украинского искусства разных лет

Мне нравится3       0  
«Арт-вояж» в киевский частный Музей современного искусства — это еще и поход в гости к коллекционеру, который ориентируется на наследников «традиционного» искусства. И в пестром собрании «несочетаемого» — сама жизнь украинского искусства разных лет и жанров, начиная с второй половины ХХ века. Ну как можно совместить и разместить и Глущенко, и Ройтбурда? Оказывается, — интересно, в чем уже убедились в Грузии, где гастролировали «лучшие из лучших» работ собрания. Теперь — наша очередь.

Новое помещение музея меньше предыдущих, зато заметно уютнее. За время своего существования МСИУ уже трижды сменил адрес, и совсем недавно снова очутился на Подоле, — правда, уже в промышленной его части. С сентября 2014 г. украинский совриск квартирует в здании старого пивзавода. Вход, по традиции, бесплатный. Публики — достаточно.

Первый в Украине частный Музей современного искусства работает с 2005 года. Его создал коллекционер Сергей Цюпко, когда понял, что собрание картин стремительно разрастается. Сегодня в фондах хранится 5,6 тыс. единиц живописи и скульптуры свыше 750 авторов. Кроме того, на излете «эпохи Кучмы» в стране, где в то время был экономический подъем, успешным коммерсантам было просто «модно» иметь свои галереи и даже музеи.

Влодко Кауфман. Из серии «Птицетерапия». Птица четвертая., 2009.

Слева направо: Александр Ацманчук. Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше в красном, 1963; Валентин Хрущ. Вика (Альвика), 1981; Олег Волошинов. Берега, 1978.
Впрочем, начнем рассказ по-другому. Первый в Украине частный Музей современного искусства — это, на самом деле, логическое продолжение одной-единственной коллекции, г-на Цюпко. Составленной в полном соответствии со вкусами своего владельца. Можно сказать, музей — это большая иллюстрация мнения конкретного коллекционера о том, каким должно быть «настоящее» современное искусство. И хотя на г-на Цюпко (и его экспертов) явно влияют мысли о монетизации «арта», не одобрить его предпочтения сложно. Начав, как многие, с покупки нейтрального нефигуратива, в итоге коллекционер сосредоточился на собирании «живописи вообще» (и скульптуры). Т. е. работ, созданных обязательно не без влияния традиционной школы.
Вячеслав Григорьев. Зимний сад, 2002. Карл Звиринский. Натюрморт, 1965.
Таким образом, слово «современное» в названии институции — вовсе не синоним «актуального» или «контемпорари арта»". Это просто маркер, указующий на время создания скульптур и полотен: начиная с 1970-х годов и по сегодня.
Слева направо: Василь Габля. Горные копны, 1979; Эрнест Контратович. Хозяйки, 1979. Внизу: Алексей Орябинский. Очко, 1977.
Выставка «Арт-Вояж» — предмет гордости музея, что и неудивительно. Ведь она — настоящий научный каталог «передовых достижений» и г-на Цюпко как коллекционера, и МСИУ за все годы существования. Свое название экспозиция из около 100 работ получила ситуативно. В 2010 году по просьбе музейщиков из Грузии фондовое собрание киевского частного музея отправилось в вояж — в Национальный музей Грузии. С другой стороны, название выставки намекает на то, что посетителя выставки ждет настоящее путешествие — по стилям и даже эпохам создания живописи. От неофициального искусства 1970-х и вполне себе привечаемых пейзажей — до нефигуратива 1990-х — 2000-х гг. и даже актуальных работ наших дней совсем молодых украинских художников. От закарпатской и крымской школ — до львовской, харьковской и киевской. В общем, «все флаги в гости к нам», как написали бы во времена Союза по схожему поводу.
Владимир Патик. Дом № 47. Алушта, 1964

Владимир Бовкун. Запах твоих духов, 1993.

Артем Волокитин. Голос гор, 2012. Эрнест Котков. Зазеркалье, 2004.
Единственный самый существенный минус «Арт-Вояжа» куратор Оксана Коваль (она же директор и главный хранитель музея) легко превратила в его ощутимый «плюс». Коллекция-то у музея пестрая. Иногда так и хочется сравнить с сорокой, которая тащит к себе в дом все, что блестит. Экспозиция это вполне отражает, но… Вместо того, чтобы пытаться «примирить» на одном квадратном метре выставочной площади вещи несопоставимое.

Например, картины с «квартирных» выставок 1970−1980-х гг. (Алексей Орябинский, «Очко», 1977, и др.; кстати, в коллекции есть даже масштабная «История Украины», 1966, легендарного Федора Тетяныча-Фрипульи — иллюстрация «а-ля Поллок» вверху) с официально никем никогда не порицаемыми горными карпатскими пейзажами (Василий Габля, «Горянские копны», 1979). Или же «шестидесятников» Рыжих, Неледву и др. — с поколением 1990-х в лице Александра Ройтбурда (кстати, так вот в чьей коллекции, «осела» его хрестоматийная «Дети, убегающие от грозы», 2008!), а Романа Сельского — с Глущенко. Ну, а лиричную, смотрящую на мир детскими глазами Сашу Прахову («Девочка с котиком», 2010) — с постмодернисткой иронией того же представителя последнего по времени поколения современных украинских художников Артема Волокитина («Голос гор», 2012)…
Любовь Рапопорт. Весна. Из серии «Старый Киев», 1994.
  • Анна Файнерман. Натюрморт с рябиной, 1966
  • Петр Лебединец. Утро, 2012.
В общем, вместо того, чтобы заниматься глупостями, в Музее совриска нашли выход гениально-простой. Все очень разноплановые работы из коллекции развесили… вообще не соблюдая ни хронологических, ни жанровых признаков! Все связи — на уровне интертекстуальных. Рядом на одной стене, например, оказалось напоминающее о былой моде на трансавангард нефигуративное «Зазеркалье» Эрнеста Каткова (2004), «Натюрморт с рябиной» (1966) Анны Файнерман, который даже сегодня легко прочитывается как «националистический» (в хорошем смысле). И — поздняя, 1988 г., работа «Старый форт» Виктора Рыжих.
  • Саша Прахова. Девочка с котиком, 2010
  • Иван Кавалеридзе. Бунт, 1967
По центру: Федор Тетяныч. История Украины, 1966.
Из сочетания несочетаемостей и противоположностей в рамках одной-единственной, даже не самой масштабной (если сравнивать с национальными госмузеями), выставки рождается неимоверное. Абсолютное, полное, восхитительное ощущение полифиничного, полнокровного, целостного художественно процесса в Украине. Со второй половины ХХ века — по сегодняшний день украинский совриск говорит на разные голоса, бесконечно «ищет себя» — и реагирует на происходящее в мире. Живет, короче говоря, «живее всех живых».
Это очень странное ощущение: идти, вроде бы, в музей. А внутри — вовсе не мумии разложены «для истории»! Живые бабочки.

Выставка «Арт — вояж» в Музее современного искусства Украины открыта до 7 декабря
Комментировать Комментарии
HELP