«Арт-вояж» в киевский частный Музей современного искусства — это еще и поход в гости к коллекционеру, который ориентируется на наследников «традиционного» искусства. И в пестром собрании «несочетаемого» — сама жизнь украинского искусства разных лет и жанров, начиная с второй половины ХХ века. Ну как можно совместить и разместить и Глущенко, и Ройтбурда? Оказывается, — интересно, в чем уже убедились в Грузии, где гастролировали «лучшие из лучших» работ собрания. Теперь — наша очередь.
Новое помещение музея меньше предыдущих, зато заметно уютнее. За время своего существования МСИУ уже трижды сменил адрес, и совсем недавно снова очутился на Подоле, — правда, уже в промышленной его части. С сентября 2014 г. украинский совриск квартирует в здании старого пивзавода. Вход, по традиции, бесплатный. Публики — достаточно.
Первый в Украине частный Музей современного искусства работает с 2005 года. Его создал коллекционер Сергей Цюпко, когда понял, что собрание картин стремительно разрастается. Сегодня в фондах хранится 5,6 тыс. единиц живописи и скульптуры свыше 750 авторов. Кроме того, на излете «эпохи Кучмы» в стране, где в то время был экономический подъем, успешным коммерсантам было просто «модно» иметь свои галереи и даже музеи.
Влодко Кауфман. Из серии «Птицетерапия». Птица четвертая., 2009.
Слева направо: Александр Ацманчук. Портрет
в красном, 1963; Валентин Хрущ. Вика (Альвика), 1981; Олег Волошинов. Берега, 1978.
Впрочем, начнем рассказ по-другому. Первый в Украине частный Музей современного искусства — это, на самом деле, логическое продолжение одной-единственной коллекции, г-на Цюпко. Составленной в полном соответствии со вкусами своего владельца. Можно сказать, музей — это большая иллюстрация мнения конкретного коллекционера о том, каким должно быть «настоящее» современное искусство. И хотя на г-на Цюпко (и его экспертов) явно влияют мысли о монетизации «арта», не одобрить его предпочтения сложно. Начав, как многие, с покупки нейтрального нефигуратива, в итоге коллекционер сосредоточился на собирании «живописи вообще» (и скульптуры). Т. е. работ, созданных обязательно не без влияния традиционной школы.
Вячеслав Григорьев. Зимний сад, 2002. Карл Звиринский. Натюрморт
, 1965.
Таким образом, слово «современное» в названии институции — вовсе не синоним «актуального» или «контемпорари арта»". Это просто маркер, указующий на время создания скульптур и полотен: начиная с 1970-х годов и по сегодня.
Слева направо: Василь Габля. Горные копны, 1979; Эрнест Контратович. Хозяйки, 1979. Внизу: Алексей Орябинский. Очко, 1977.
Выставка «Арт-Вояж» — предмет гордости музея, что и неудивительно. Ведь она — настоящий научный каталог «передовых достижений» и г-на Цюпко как коллекционера, и МСИУ за все годы существования. Свое название экспозиция из около 100 работ получила ситуативно. В 2010 году по просьбе музейщиков из Грузии фондовое собрание киевского частного музея отправилось в вояж — в Национальный музей Грузии. С другой стороны, название выставки намекает на то, что посетителя выставки ждет настоящее путешествие — по стилям и даже эпохам создания живописи. От неофициального искусства 1970-х и вполне себе привечаемых пейзажей — до нефигуратива 1990-х — 2000-х гг. и даже актуальных работ наших дней совсем молодых украинских художников. От закарпатской и крымской школ — до львовской, харьковской и киевской. В общем, «все флаги в гости к нам», как написали бы во времена Союза по схожему поводу.
Владимир Патик. Дом № 47. Алушта, 1964
Артем Волокитин. Голос гор, 2012. Эрнест Котков. Зазеркалье, 2004.
Единственный самый существенный минус «Арт-Вояжа» куратор Оксана Коваль (она же директор и главный хранитель музея) легко превратила в его ощутимый «плюс». Коллекция-то у музея пестрая. Иногда так и хочется сравнить с сорокой, которая тащит к себе в дом все, что блестит. Экспозиция это вполне отражает, но… Вместо того, чтобы пытаться «примирить» на одном квадратном метре выставочной площади вещи несопоставимое.
Например, картины с «квартирных» выставок 1970−1980-х гг. (Алексей Орябинский, «Очко», 1977, и др.; кстати, в коллекции есть даже масштабная «История Украины», 1966, легендарного Федора Тетяныча-Фрипульи — иллюстрация «а-ля Поллок» вверху) с официально никем никогда не порицаемыми горными карпатскими пейзажами (Василий Габля, «Горянские копны», 1979). Или же «шестидесятников» Рыжих, Неледву и др. — с поколением 1990-х в лице Александра Ройтбурда (кстати, так вот в чьей коллекции, «осела» его хрестоматийная «Дети, убегающие от грозы», 2008!), а Романа Сельского — с Глущенко. Ну, а лиричную, смотрящую на мир детскими глазами Сашу Прахову («Девочка с котиком», 2010) — с постмодернисткой иронией того же представителя последнего по времени поколения современных украинских художников Артема Волокитина («Голос гор», 2012)…
Любовь Рапопорт. Весна. Из серии «Старый Киев», 1994.
В общем, вместо того, чтобы заниматься глупостями, в Музее совриска нашли выход гениально-простой. Все очень разноплановые работы из коллекции развесили… вообще не соблюдая ни хронологических, ни жанровых признаков! Все связи — на уровне интертекстуальных. Рядом на одной стене, например, оказалось напоминающее о былой моде на трансавангард нефигуративное «Зазеркалье» Эрнеста Каткова (2004), «Натюрморт с рябиной» (1966) Анны Файнерман, который даже сегодня легко прочитывается как «националистический» (в хорошем смысле). И — поздняя, 1988 г., работа «Старый форт» Виктора Рыжих.
По центру: Федор Тетяныч. История Украины, 1966.
Из сочетания несочетаемостей и противоположностей в рамках одной-единственной, даже не самой масштабной (если сравнивать с национальными госмузеями), выставки рождается неимоверное. Абсолютное, полное, восхитительное ощущение полифиничного, полнокровного, целостного художественно процесса в Украине. Со второй половины ХХ века — по сегодняшний день украинский совриск говорит на разные голоса, бесконечно «ищет себя» — и реагирует на происходящее в мире. Живет, короче говоря, «живее всех живых».
Это очень странное ощущение: идти, вроде бы, в музей. А внутри — вовсе не мумии разложены «для истории»! Живые бабочки.
Выставка «Арт — вояж» в Музее современного искусства Украины открыта до 7 декабря
Это очень странное ощущение: идти, вроде бы, в музей. А внутри — вовсе не мумии разложены «для истории»! Живые бабочки.
Выставка «Арт — вояж» в Музее современного искусства Украины открыта до 7 декабря