Жоан Миро, Рене Магритт, Мен Рей, Сальвадор Дали и Макс Эрнст — с 19 ноября в Санкт-Петербурге открывается выставка «Дада
и сюрреализм». Более сотни работ, включая Джоконду с усами и не менее нашумевший дюшановский писсуар: впервые большой зал Главного штаба примет столь неординарных «гостей».
«Как становятся знаменитым? Произнося: Дада»
Антология дадаизма и сюрреализма от 20−30 до 70-х годов прошлого века — к 250-летию Эрмитажа его залы наводнили эксперименты арт-анархистов: фотография, живопись, коллажи и реди-мейды. Авангардистское собрание было создано благодаря нескольким еврейским коллекционерам, которые приобрели предметы искусства в середине прошлого века еще при жизни их авторов. В 60-е все они были переданы Музею Израиля. Десять лет спустя культуролог, коллекционер и историк искусства из Италии Артуро Шварц презентовал музею еще 13 реди-мейдов Марселя Дюшана. Благодаря меценатам до 15 февраля питерцы и гости северной Пальмиры смогут совершить виртуальное путешествие в Париж начала прошлого века.
Фонтан
1917, 30.5×38.1 см
Листок с примером «художественного произвола» — автоматическим письмом — легким движением руки высвобождающим накопившиеся на подсознании авангардистов мысли.
Детская деревянная лошадка по-румынски, лепет младенца, хвост священной коровы на языке африканского племени или мать в Италии — что бы не обозначал термин «дада» в переводе, смысл этого термина — нечто бессмысленное, созданное в противовес логике и рационализму, которые авторы этих направлений считали виновниками всех бед на земле, включая начало Первой мировой войны. Одним из инструментов его предтеч стали коллаж
и «реди-мейд» — «уже сделанные, готовые» предметы обихода, возведенные в степень искусства.
Катись, колесо!
Это сейчас писсуар в музее стал классикой и получил продолжение во множестве арт-реплик. А в свое время он был воспринят как дерзкий вызовов, брошенный в лицо традиционному искусству. Знаменитый «Фонтан» Марселя Дюшана сегодня бьет в Питере. Помимо него, здесь можно увидеть другие хрестоматийные реди-мейды художника — «Сушилку для бутылок», «Велосипедное колесо», размещенное на табуретке, и настоящую икону поп-арта прошлого столетия — Мона Лизу с усиками.
L.H.O.O.Q
1919, 19.7×12.4 см
Первый в мире реди мейд — то самое колесо! Начиная с 1913 все и завертелось в мире современного искусства…
Прогуливаясь — дада
! — по большому залу Главного штаба, можно рассмотреть коллажи немецких дадаистов Курта Швиттерса (Kurt Schwitters), Ханны Хех (Hannah Höch) и работы их соотечественника, самого высокооплачиваемого фотографа середины ХХ века Эрвина Блюменфельда (Erwin Blumenfeld). Более того, здесь гостят картины Де Кирико, Магритта и молодого Дали.
Гости на выставке знаменитый «Замок в Пиренеях» Магритта — известное полотно, которое стоит показывать молодежи: смотрите, прообразы летающих скал в чудо-фильме «Аватар» были нарисованы еще в прошлом веке!
А сколько последователей в современном и искусстве, киноиндустрии и даже рекламе нашла эта работа Герберта Байера!, Автор был арт-директором берлинского Vogue, однако в историю вошел благодаря своим «неспящим» ладоням — работе «Одинокий житель метрополии»
Встречаются и новые имена даже для искушенной публики. Румынский основоположник дадаизма Марсель Янко добавлял в анархию на холсте каплю иудейской алхимической традиции.
Как найти: Эрмитаж, Главный штаб, Дворцовая пл., 6−8
Дни работы: вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье: 10.30 — 18.00; среда — 10.30 — 21.00
Дни работы: вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье: 10.30 — 18.00; среда — 10.30 — 21.00