Семья и отечество, «родына» и родина, игра слов и красок, прошлое и будущее, война миров и мир войны — масштабный арт-проект журнала Фокус «Родина» сочетает несочетаемое. В проекте приняли участие 34 украинских художника — друзья, коллеги и родственники. Две премьеры — в Киеве и в Одессе, Мыстецкий Арсенал и арт-центр Коробчинского соответственно. В столице Украины выставку посетили более 30 тыс. человек, и пятая часть картин до Одессы не доехала — купили по дороге.
«Здесь все, как в нашей жизни — война сменяется миром, мир войной, а в конечной цели только любовь и счастье, за которое мы боремся в течение всей жизни» — говорит Степан.
Открытие проекта «Родина» журнала «Фокус» в Одессе прошло камерно и торжественно. Художники, политики, бизнесмены и журналисты чинно потягивали шампанское и рассматривали полотна.
Бабушек-старушек прямо возле входа замечаешь не сразу. Проникновенные глаза на морщинистом лице что-то пытаются сказать: Пенсия мала? Родина в опасности? Но — улыбка, без сомненья.
Автор портретов под названием «Щеневмерла-1» и контрольного «Щеневмерла-2» — художник Владислав Шерешевский. «Художник-пересмешник, любимец украинской тусовки» — так его характеризует «Фокус». Его тонкий юмор плавно переходящий в изящный стеб оценили галереи Гамбурга, Мюнхена и Милана. О себе маэстро говорит просто: «художник от Бога».
От Всевышнего до сатаны метров десять. Прямо на старушек смотрит огромный страшный до смешного «демон». Работа Романа Жука, художника из Амстердама. «Сегодня при слове „Родина“ у меня возникает образ злого духа, который навис над моим домом и хочет разрушить всё лучшее, что я люблю, и о чем всегда помню», — утверждает автор.
Работа одного из самых юных участников проекта Степана Рябченко «Война и мир. По дороге в рай» привлекает яркими жизнерадостными красками. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются оружие, кровь, гром и молнии. Артхиву автор пояснил: «здесь все как в нашей жизни — война сменяется миром, мир войной, а в конечной цели только любовь и счастье, за которое мы боремся в течение всей жизни». Картина 2011 года, но сейчас она по-особому актуальна, считает Степан. Любопытна техника картины — цифровая печать на алюминии.
Вижу Игоря Гусева. Этого одессита называют «классиком современного искусства Украины». В 2013 году он вошёл в топ «25 самых успешных художников Украины» по версии арт-сайта www.hudruk.org. А уже этим летом успешно представлял Украину на ярмарке современного искусства Volta 10 в Базеле (мероприятие проходит в рамках Art Basel). Спрашиваю, что думает о проекте. «Тематика выставки — родина или „родына“ (семья) — привлекает через игру слов. Я ведь живу в Одессе!»
Проект представляет также работы художницы Наты Трандафир — супруги Игоря. «Вместе с супругой выставляемся редко, в основном в Европе. Возможность быть представленными вместе на родной земле очень радует. Супругу в основном знают в Европе, она делает работы, адаптированные западному сознанию», — делится художник.
"Абстрактное искусство - заказ государства"
Игорь Гусев полагает, что художник способен влиять на социум, но для этого социум надо воспитывать. «После Второй мировой войны, когда в Германии преобладал гитлеровский реализм
, люди которые пришли к власти сказали, что не будет чудовищного реализма, будет только абстрактное искусство. И всем чиновникам заявили: „Ребята, мы вам не разрешаем вешать такой аспект искусства на стену“. И они специально стали заниматься абстрактным искусством. Это был заказ государства. Если государство за это возьмется, то все возможно», — полагает Гусев.
Выставка условно поделена на три части: «Родина. Настоящее», «Родина. Сегодня» и «Родина. Завтра». Проект «Родина. Настоящее» привлекает необычным подходом: здесь представлены творческие семьи и художественные династии, среди которых — Илья Чичкан и Маша Шубина, Анатолий и Анна Криволапы, Виктор и Андрей Сидоренко, Артем Волокитин и Татьяна Малиновская, Игорь Гусев и Ната Трандафир
Издатель журнала «Фокус» Борис Кауфман в беседе с автором Артхива отметил, что подобным проектом в сфере искусства занимается впервые. «Возможно, кому-то покажется, что сложная для страны ситуация — не время для искусства. Я же верю, что сейчас оно актуально как никогда: искусство помогает нам лучше понять друг друга и наладить диалог».
Ему вторит совладелец «Фокуса» Александр Грановский: «Любой ответственный бизнес, который связывает свое будущее с Украиной, понимает: главные инвестиции, которые стоит сейчас делать, — это инвестиции в гуманитарную сферу. Интерес общества к культуре, вечным ценностям — залог стабильности и успеха в будущем».
Ему вторит совладелец «Фокуса» Александр Грановский: «Любой ответственный бизнес, который связывает свое будущее с Украиной, понимает: главные инвестиции, которые стоит сейчас делать, — это инвестиции в гуманитарную сферу. Интерес общества к культуре, вечным ценностям — залог стабильности и успеха в будущем».
…Несколько пафосно, не правда ли? Но ведь мы пришли на выставку с названием «Родина», так что завершаем обзор на высокой ноте.