«Картина вызвала у меня инстинктивную реакцию. Хозяева положил ее на пол, я встала на колени и, увидев ее руки, поняла: да, это он», — Мина Грегори, 90-летняя искусствовед из Италии, рассказывает о том, как нашла прежде считавшуюся утерянной картину Караваджо «Экстаз Марии Магдалины» в «одной частной европейской коллекции». Больше никаких подробностей о «старой европейской семье» — владельцы хотят обеспечить спокойствие себе и сохранность шедевру, а потому не намерены предавать огласке даже страну своего проживания.
Мина Грегори — почетный профессор Университета Флоренции, автор и редактор многочисленных книг об искусстве, в том числе — о творчестве Караваджо.
«Экстаз Марии Магдалины» Караваджо написал в 1606-м — вскоре после того как художник, обвиненный в убийстве, вынужден был покинуть Рим. Картина считалась утраченной, а о ее существовании было известно из копий — на сегодня найдено восемь повторений полотна, что само по себе подтверждение незаурядности оригинала.
«Экстаз Марии Магдалины» Караваджо написал в 1606-м — вскоре после того как художник, обвиненный в убийстве, вынужден был покинуть Рим. Картина считалась утраченной, а о ее существовании было известно из копий — на сегодня найдено восемь повторений полотна, что само по себе подтверждение незаурядности оригинала.
Одна из самых известных копий выставляется в Музее изящных искусств Марселя. Ее автор — голландский художник Луи Финсон, один из первых последователей Караваджо. Полагают, что другие копии делали уже не с подлинника Караваджо, а с этой картины Финсона, которую он написал во время пребывания в Неаполе:
Мина Грегори в пользу своей версии приводит не только интуитивные ощущения. Она также ссылается на ярко выраженную мимику героини, разнообразие оттенков, которые художник использовал для изображения лица и полуобнаженного тела, и характерную для Караваджо светотень — чего стоят только «съеденные» тенью пальцы Марии.
Но есть у Мины Грегори и более существенный аргумент. На обратной стороне холста она увидела надпись, указывающую на то, что картина принадлежала кардиналу Шипионе Боргезе — а тот известен, как большой почитатель Караваджо и собиратель его полотен. Есть версия, что именно Боргезе заказал в свое время Караваджо «Экстаз Марии Магдалины».
Отметим, что в наследии Караваджо имеются и другие картины, изображающие Марию Магдалину. И их авторство давно не вызывает сомнений:
Но есть у Мины Грегори и более существенный аргумент. На обратной стороне холста она увидела надпись, указывающую на то, что картина принадлежала кардиналу Шипионе Боргезе — а тот известен, как большой почитатель Караваджо и собиратель его полотен. Есть версия, что именно Боргезе заказал в свое время Караваджо «Экстаз Марии Магдалины».
Отметим, что в наследии Караваджо имеются и другие картины, изображающие Марию Магдалину. И их авторство давно не вызывает сомнений:
Марфа и Мария Магдалина
1598, 97.8×132.7 см
Кающаяся Мария Магдалина
1597, 122.5×98.5 см