В декабре 2015-го в столице ОАЭ откроется филиал Лувра. Шедеврами новую туристическую мекку Абу-Даби снабдит не только подлинный Лувр, но и еще 12 парижских музеев, в числе которых Версаль, Центр Помпиду, музей Орсе. В списке художников-эмигрантов — Уорхол, Пикассо, Ван Гог, Матисс, Роден, Тициан и сам Леонардо да Винчи. Речь идет о трех сотнях произведений искусства. Парижане в панике и гневе. Попробуем успокоить их, а также тех, кто ездит в Париж не только за модной одеждой и игристым вином.
Прекрасная ферроньера (Портрет неизвестной)
1490-е
, 63×45 см
Начнем с самого главного: «Мона Лиза» в этом амбициозной авантюре не участвует. Из Парижа в Абу-Даби отправится незнакомка, которую принято называть «Прекрасной Ферроньерой». Так что какое-то время туристам все же придется обходиться без свиданий с красавицей, чей возраст уже перевалил за 500 лет, и довольствоваться покупкой фероньерок: вот увидите, французские модельеры еще отреагируют на отъезд незнакомки и снова введут моду на это старинное украшение для волос.
Теперь о сроках. Филиал получает право именоваться Лувром в течение 30 лет. Снабжение шедеврами будет осуществляться в течение 10 лет — во всяком случае, пока договоренности такие. Однако ни одна картина не будет отсутствовать в родном музее дольше года. То есть 300 шедевров не уедут в арабский Лувр в одночасье. И уезжать они будут с обратным билетом.
Вообще, отъезд «Джоконды» хотя бы на 10 лет мог мы перевернуть музейную индустрию. Одного этого вряд ли хватило бы для того, чтобы вместо Парижа центром арт-туризма стал Абу-Даби, но вот всем другим шедеврам Леонардо да Винчи это пошло бы на пользу.
Теперь о сроках. Филиал получает право именоваться Лувром в течение 30 лет. Снабжение шедеврами будет осуществляться в течение 10 лет — во всяком случае, пока договоренности такие. Однако ни одна картина не будет отсутствовать в родном музее дольше года. То есть 300 шедевров не уедут в арабский Лувр в одночасье. И уезжать они будут с обратным билетом.
Вообще, отъезд «Джоконды» хотя бы на 10 лет мог мы перевернуть музейную индустрию. Одного этого вряд ли хватило бы для того, чтобы вместо Парижа центром арт-туризма стал Абу-Даби, но вот всем другим шедеврам Леонардо да Винчи это пошло бы на пользу.
Ведь многие из них (в том числе и те, что соседствуют в Лувре с «Джокондой»), как минимум не хуже ее, — просто судьба их так сложилась, что они не стали иконами и, увы, от толпящихся у «Мона Лизы» внимания получают не больше, чем набросок Шишкина из какого-нибудь провинциального музея. Убрать затмевающее соседство — и у нас бы появились новые арт-культы.
Вот еще несколько работ, которые первыми прибудут в Арабские Эмираты:
Флейтист
1866, 160×98 см
Женщина перед зеркалом
1515, 99×76 см
Строительство арабского Лувра должно было завершиться уже в 2012-м году. Но из-за проблем с финансированием в первоначальные сроки не вложились. Только право на использование имени французского музея-дворца и аренду 300 французских шедевров потребовало 1,3 миллиардов долларов.
Проект музея поражает воображение — как внешним видом, так и интерьерами. Купол сконструирован так, что в выставочные залы свет будет литься — будто сквозь листья финиковой пальмы.
Проект музея поражает воображение — как внешним видом, так и интерьерами. Купол сконструирован так, что в выставочные залы свет будет литься — будто сквозь листья финиковой пальмы.
Лувр из Абу-Даби формирует и собственную коллекцию. Вот что уже имеется в его запасниках:
Главная иллюстрация в материале: Анри Матисс. «Натюрморт с магнолией», 1941, Центр Помпиду — эта картина тоже проведет год в Абу-Даби.
Читайте также: Как Бостонский музей искусств собрал невероятную экспозицию Гойи
Читайте также: Как Бостонский музей искусств собрал невероятную экспозицию Гойи