Сразу шесть крупных парижских музеев представляют произведения легендарного модельера Ива Сен-Лорана. Проект посвящён 60-летию показа первой коллекции под личным брендом дизайнера. Это беспрецедентный случай, когда сразу столько классических учреждений предоставили свои залы для одного кутюрье.
До 15 мая дань памяти Ив Сен-Лорану отдают Лувр, Музей Орсе, Центр Помпиду, Музей современного искусства Парижа и Музей Пикассо. А Музей Ива Сен-Лорана в бывшей штаб-квартире дизайнера на авеню Марсо выставил эскизы, полароидные снимки и редкие образцы, которые иллюстрируют процесс создания высокой моды.
«К нашему большому удивлению, все шесть музеев единодушно поддержали идею выставки, — говорит со-куратор Муна Мекуар. — Задача была в том, чтобы экспозиции выделялись, но при этом вписывались в постоянные коллекции. Мы не хотели нарушать индивидуальность наших хозяев».
«К нашему большому удивлению, все шесть музеев единодушно поддержали идею выставки, — говорит со-куратор Муна Мекуар. — Задача была в том, чтобы экспозиции выделялись, но при этом вписывались в постоянные коллекции. Мы не хотели нарушать индивидуальность наших хозяев».
Платье Ива Сен-Лорана с элементами картин Сони Делоне. Фото: Julien Mignot / New York Times
В Центре Помпиду выставке отвели два этажа. В зале Делоне выставлено платье из коллекции «Посвящение Пикассо и Дягилеву» (осень-зима 1979 года), в котором отражено влияние украинско-французской художницы Сони Делоне. А зелёная меховая шуба из коллекции «Scandale» 1971 года находится рядом с картиной «Сделано в Японии. Большая одалиска». Это поп-работа Марсьялья Райса, современника кутюрье.
Картина Марсьялья Райса рядом с изумрудно-зелёной лисьей шубой из весенне-летней коллекции Ива Сен-Лорана 1971 года. Фото: Hélène Mauri / Artnews.com
Ряд отсылок очевиден. Например, коктейльное платье из шерстяного джерси сочетается с «Композицией в голубом, синем и белом цвете II» (1937) Пита Мондриана. Когда Сен-Лоран решил посвятить свою осенне-зимнюю коллекцию 1965 года голландскому художнику, того знали только искусствоведы. Платья привлекли внимание французской публики к его творчеству.
Платье из коллекции Ива Сен-Лорана рядом с картиной Пита Мондриана в Музее Помпиду. Фото: Julien Mignot / New York Times
Музей современного искусства в Париже сфокусировался на цвете, который Сен-Лоран стремился «привести в движение». Учреждению, галереи которого часто залиты естественным светом, пришлось частично перетасовать свою постоянную коллекцию. Это позволило сделать акцент на тканях, которые использовал дизайнер. Так, в зале Боннара картины «Сад» (ок. 1937) и «Обед» (ок. 1932) были перемещены на задний план, чтобы подчеркнуть два наряда из органзы, которые явно вдохновлены художником-набидом.
Но, пожалуй, самая впечатляющая инсталляция — это настенная роспись Рауля Дюфи «Волшебное электричество» (1937) размером с комнату, в которой стоят три ярких платья цвета драгоценных камней (см. главную иллюстрацию).
Но, пожалуй, самая впечатляющая инсталляция — это настенная роспись Рауля Дюфи «Волшебное электричество» (1937) размером с комнату, в которой стоят три ярких платья цвета драгоценных камней (см. главную иллюстрацию).
Два платья Ива Сен-Лорана, вдохновлённые Боннаром, на фоне картин художника. Фото: Hélène Mauri / Artnews.com
В Лувре организаторы могли провести диалог модельера с испанскими художниками Гойей и Веласкесом или с мастерами эпохи Возрождения. Но они предпочли галерею Аполлона, где с 1887 года хранятся драгоценности французской короны. Среди четырёх выставленных там жакетов особо выделяется один. Он называется «Hommage à ma Maison» («Дань моему дому», весна-лето 1990) и был сделан в знак благодарности людям, которые работали с Ив Сен-Лораном.
Жакет «Hommage à ma Maison» Ива Сен-Лорана из коллекции 1990 года. Фото: Julien Mignot / New York Times
Предмет одежды пошит из органзы, густо инкрустирован горным хрусталем и украшен золотыми нитями. Он представлен рядом с коллекцией предметов из резного горного хрусталя, принадлежавшей королю Людовику XIV. Экспозицию дополняет подвеска в виде сердца из стразов и литого стекла, которую Ив Сен-Лоран отдавал любимой модели перед показом.
Музей Орсе сосредоточился на литературных предпочтениях кутюрье, который был большим поклонником Марселя Пруста. Считается, что роман «В поисках утраченного времени» вдохновил Сен-Лорана на один из самых знаковых и новаторских дизайнов — смокинга для женщин. Пять из них — в том числе первый, пошитый в 1966 году — стоят перед большими часами Орсе. Рядом — два платья в стиле Прекрасной эпохи, созданные для Бала Пруста в 1971 году. В одном красовалась актриса Джейн Биркин — оно из крепа цвета слоновой кости с широкими у плеча и зауженными от локтя до запястья рукавами и гипюровым кружевом. Другое придумано для хозяйки бала Мари-Элен де Ротшильд — из атласа цвета слоновой кости с чёрной отделкой.
Музей Пикассо пошёл по единственному возможному пути. Ив Сен-Лоран цитировал картины испанского мастера на протяжении всей своей карьеры. Тёмно-синий жакет, представленный здесь, — точная копия одежды модели на «Портрете Нюш Элюар» (1937). А узор в центре чёрного платья по соседству напоминает «Бюст женщины в полосатой шляпе» (1939). Оба предмета одежды входили в уже упомянутую коллекцию «Посвящение Пикассо и Дягилеву», представленную в 1979 году.
Хотя все шесть выставок можно посетить в любом порядке, показ в Музее Ива Сен-Лорана служит как началом, так и концом этого обширного монографического путешествия. Муна Мекуар сравнила проект «Ив Сен-Лоран в музеях» с островами архипелага и добавила: «Это поиск сокровищ для тех, кто любит следовать знакам и подсказкам».
По материалам New York Times, Artnews.com, Guardian и других изданий