Шедевр Губерта и Яна ван Эйков, «Поклонение мистического агнца», также известный как Гентский алтарь, обрёл новый дом. Теперь одно из величайших мировых сокровищ будет находиться в пуленепробиваемом стеклянном контейнере стоимостью в 30 миллионов евро. Возможно, потраченная сумма кажется непомерно большой, однако стоит вспомнить, что этот полиптих — самое похищаемое произведение искусства всех времён.
Братья Ван Эйки создали алтарь из двенадцати панелей в 1432 году для собора Святого Бавона в Генте (ныне — Бельгия). Сейчас он установлен в часовне Святого Причастия — самой большой часовне собора — в пуленепробиваемой витрине высотой в шесть метров и объёмом в 100 кубометров. В контейнере налажен климат-контроль для лучшего сохранения шедевра, чьё былое величие восстанавливали последние восемь лет. Температура в неотапливаемом соборе зимой опускается до двух градусов Цельсия, а часовня иногда наполняется солнечным светом, который проникает через цветные витражи
.
Гентский алтарь в соборе Святого Бавона. Фото: Cedric Verhelst
Но главным приоритетом для заказчиков и создателей витрины была безопасность шедевра. За свою 589-летнюю историю Гентский алтарь множество раз побывал на грани уничтожения. Полиптих пытались сжечь мятежные кальвинисты, Наполеон выкрал его для парижского Лувра, он был разделён, когда попал в руки короля Пруссии. Во время Второй мировой войны Герман Геринг пожелал преподнести «Поклонение мистического агнца» Адольфу Гитлеру, и похищенное творение Ван Эйков могли взорвать динамитом в австрийской соляной шахте, но его спасли двойные агенты-коммандос.
Гентский алтарь
1426, 350×461 см
К сожалению, алтарь не полностью сохранился в первоначальном виде. Одна из дюжины его панелей исчезла во время дерзкого ограбления вечером 10 апреля 1934 года. Это преступление до сих пор не раскрыто. В своё время попытка найти пропажу довела до отчаяния нацистских агентов, которых отправил Геббельс, и по сей день загадка сбивает с толку как следователей-профессионалов, так и сыщиков-любителей.
Реставрация Гентского алтаря, на которую было потрачено 2,4 миллиона долларов, подверглась насмешкам в прошлом году. Публика не восприняла новый образ центральной фигуры многопанельной картины — милого ягнёнка, символизирующего Иисуса. Его поставили в один ряд с «Пушистым Иисусом» и другими известными примерами неудачной реставрации. Острословы шутили, что выражение его мордочки — «будто он боится пукнуть в присутствии красивой девочки в классе». Споры не утихают до сих пор, несмотря на то, что исследователи доказали: именно таким ягнёнка первоначально написали фламандские художники.
Реставрация Гентского алтаря, на которую было потрачено 2,4 миллиона долларов, подверглась насмешкам в прошлом году. Публика не восприняла новый образ центральной фигуры многопанельной картины — милого ягнёнка, символизирующего Иисуса. Его поставили в один ряд с «Пушистым Иисусом» и другими известными примерами неудачной реставрации. Острословы шутили, что выражение его мордочки — «будто он боится пукнуть в присутствии красивой девочки в классе». Споры не утихают до сих пор, несмотря на то, что исследователи доказали: именно таким ягнёнка первоначально написали фламандские художники.
Мистический агнец до (слева) и после реставрации. Источник: ВВС
В новой витрине полиптих установлен в пневматически управляемую стальную раму, чтобы избежать лишних движений боковых панелей и прикосновений священнослужителей. Каждое утро и вечер алтарь будет аккуратно открываться и закрываться. При этом в соборе установлены большие защитные двери, которые при возникновении чрезвычайной ситуации позволят легко эвакуировать деревянный шедевр.
Чтобы облегчить доступ посетителям, сохраняя при этом высокий уровень безопасности, в соборе провели масштабную реконструкцию. Некоторые из его древних каменных стен были снесены и перестроены — потому и стоимость установки витрины столь высока. Сам прозрачный контейнер с повышенной степенью защиты стоил 5 миллионов евро.
Чтобы облегчить доступ посетителям, сохраняя при этом высокий уровень безопасности, в соборе провели масштабную реконструкцию. Некоторые из его древних каменных стен были снесены и перестроены — потому и стоимость установки витрины столь высока. Сам прозрачный контейнер с повышенной степенью защиты стоил 5 миллионов евро.
На официальном открытии премьер-министр Фландрии Жан Жамбон выразил надежду, что со временем туристов станет больше, чем прежде. Из-за ограничений, связанных с пандемией, посетители смогут записаться на просмотр шедевра с 29 марта. «Великолепие цветов, детали, освещение — всё идеально. Это заставляет нас гордиться. Мы рады, что сможем показать этот шедевр нашим детям и внукам, а, надеюсь, вскоре и многим туристам», — сказал чиновник.
По материалам The Guardian и ряда других источников