Новое исследование предполагает, что на изначальной картине Леонардо изобразил только голову и плечи Христа, а руки и кисти, возможно, были добавлены позже. При этом некоторые учёные прежде утверждали обратное: Дайан Модестини, которая восстанавливала «Спасителя Мира» перед его продажей, написала на своём сайте, что Леонардо, вероятно, одновременно написал «голову и первую позицию благословляющей руки».
Искусствоведы из Лувра намеревались опубликовать свои открытия в книге. Однако её издание было остановлено, когда владелец картины отказался предоставить её для выставки-блокбастера Леонардо в Лувре. (Французский музей не может публично комментировать произведения, которые принадлежат частным коллекционерам, но не выставлялись в его галереях). Интересно, что президент Лувра Жан-Люк Мартинес в неопубликованном тексте заявляет, что полностью поддерживает атрибуцию работы Леонардо да Винчи.
Учёные считают, что «Христос Спаситель» (ок. 1511) авторства Салаи, ученика Леонардо, наиболее точно соответствует первоначальной композиции «Спасителя Мира» самого Да Винчи
Команда из Лувра утверждает, что художник сам изменил композицию картины, добавив руки и кисти «спустя некоторое время», но на достаточно раннем этапе создания. Однако другое исследование предполагает, что эти детали писал «не Леонардо», сообщает Hyperallergic.
Учёный-компьютерщик Стивен Франк из Массачусетского технологического института и искусствовед Андреа Франк не знали об изысканиях Лувра. Они решили прибегнуть к помощи искусственного интеллекта — свёрточных нейронных сетей (convolutional neural networks, CNN). Этот алгоритм разработан для выявления подделок и неправильно атрибутированных произведений искусства.
В эссе Christie’s сказано, что Леонардо написал «Спасителя Мира» примерно в 1500 году, возможно, для Людовика XII Французского. Карл I Английский приобрёл картину в 1625 году, но, судя по всему, она исчезла где-то в конце 1600-х. Панель вновь обнаружили лишь в начале XX века — тогда её продали как работу Бернардино Луини, последователя Леонардо. Позже искусствоведы того времени приписали эту работу Антонио Больтраффио, одному из помощников мастера. В 2011 году Национальная галерея в Лондоне выставила картину как подлинник Да Винчи. Это вызвало споры, которые не прекращаются и по сей день.
По мнению сотрудников Лувра, сфера сделана не из горного хрусталя. «Маленькие круглые точки в нижней части шара — не что иное, как пузырьки воздуха, которые обычно застывают в стекле, и которых нет в горном хрустале», — сказано в материале The Art Newspaper.
«Думаю, важно признать, что Леонардо работал над картиной, — сказал оксфордский искусствовед Мэтью Ландрес, который утверждает, что значительную часть „Спасителя Мира“ написал Луини. — Когда речь идёт об атрибуции, мы склонны делить всё на чёрное и белое — либо так, либо иначе — но это идёт вразрез с традицией. А традицией было привлекать к работе мастерскую».