войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Загадочную надпись на «Крике» сделал сам Эдвард Мунк, доказывает исследование

Кураторы Национального музея Норвегии пришли к выводу, что автором загадочной надписи, спрятанной на самой знаменитой картине Эдварда Мунка «Крик», был сам художник. Экспертам уже давно известно, что в верхнем левом углу есть мрачная фраза «Могло быть написано только сумасшедшим», но они не могли определить её происхождение.
Загадочную надпись на «Крике» сделал сам Эдвард Мунк, доказывает исследование
Надпись карандашом была добавлена на картину лишь через несколько лет после её завершения в 1893 году. Поэтому многие думают, что её сделал не художник, а кто-то другой. По словам куратора музея Маи Бритт Гуленг, некоторые эксперты даже считали, что это мог быть акт вандализма.

«В 1904 году искусствовед и помыслить не мог, что подобную надпись на поверхности своего полотна мог сделать сам художник», — говорит Гуленг. Тексты на картинах — явление нередкое в истории искусства, если вспомнить о средневековых свитках или плашках на портретах. Однако этот едкий комментарий имеет совсем иную природу. «Эта надпись — не объяснение мотива, как в подобных случаях. Это замечание о психическом здоровье автора, а искусствовед никогда не ожидает, что художник сделает его сам», — поясняет куратор.
Надпись, сделанная Эдвардом Мунком на картине «Крик». Вверху — видимый спектр, внизу — инфракрасный
Надпись, сделанная Эдвардом Мунком на картине «Крик». Вверху — видимый спектр, внизу — инфракрасный
Исследование надписи проходило в преддверии переезда картины в новый дом — Национальный музей Норвегии. Эксперты просветили картину инфракрасными лучами и сравнили почерки на полотне и в записных книжках Мунка. Всё указывает на то, что автором тревожной надписи был всё же сам художник.

Искусствоведы полагают, что Мунк мог нацарапать «дополнение» к картине в ответ на критику, сопровождавшую первое представление работы норвежской публике в 1895 году. Глубокое состояние тревоги, которое вызывает эта композиция, заставило критиков бурно обсуждать душевное состояние художника. Некий студент-медик дошёл до того, что на примере картин доказывал, что Мунк не в своём уме — и это происходило во время дискуссии, на которой присутствовал сам автор.
Эдвард Мунк, «Крик» (1893). Национальный музей Норвегии, Осло

Глубоко задетый этим обвинением в пси

Эдвард Мунк, «Крик» (1893). Национальный музей Норвегии, Осло

Глубоко задетый этим обвинением в психическом нездоровье, художник снова и снова возвращался к этому инциденту в разных письмах и заметках. «Мунк был сложным человеком, и причина, по которой он написал это, вероятно, столь же сложна, — говорит Гуленг. — Он стремился провоцировать публику, но в то же время хотел, чтобы его уважали. Для него было важно контролировать историю о Мунке как лично для себя, так и для общественности».

Куратор добавляет, что художник мог сделать «этот и болезненный, и саркастический комментарий» в приступе меланхолии или под влиянием алкоголя. Скорее всего, он просто забыл об этой надписи, которую можно заметить только при очень внимательном и близком рассмотрении картины.

Все члены семьи Эдварда Мунка проявляли те или иные признаки психического нездоровья. Его отец и сестра страдали от депрессии, а самого художника в конце концов госпитализировали в 1908 году после нервного срыва.

Национальный музей Норвегии откроется в Осло в 2022 году. Там под одной крышей будут собраны коллекции бывшей Национальной галереи, Музея современного искусства и Норвежского музея декоративного искусства и дизайна. «Крик» будет выставлен в отдельном зале, посвящённом Мунку, вместе такими известными работами мастера, как «Мадонна», «Танец жизни» и «Автопортрет с зажжённой сигаретой».
Маи Бритт Гюленг уверена, что нам ещё многое предстоит узнать о творчестве великого художника. «В ближайшие годы будет много открытий, но только время покажет, какими они будут, — утверждает она. — Возникают новые вопросы, которые заставляют нас взглянуть на все источники в новом свете».
По материалам artnet. News