Анонимным покупателем картины Винсента Ван Гога «Крестьянка с ребёнком на коленях» (1885) на аукционе Christie’s 6 октября была Барбра Стрейзанд. Она выложила за полотно 4 миллиона 470 тысяч долларов при эстимейте в 3,2−3,8 миллиона. 78-летняя актриса и певица сама рассказала о своём приобретении журналу New York Times, добавив, что намерена передать картину неназванному музею.
Певица и актриса из Калифорнии давно занимается коллекционированием произведений искусства. Первой её покупкой была работа Анри Матисса в 1964 году. А вообще в сферу её интересов входит американское народное искусство, ар-нуво и дизайн. Стрейзанд также является поклонницей Ван Гога.
Винсент Ван Гог, «Крестьянка с ребёнком на коленях» (1885). Коллекция Барбры Стрейзанд
«Крестьянка с ребёнком на коленях» некогда принадлежала Бобу Гуччионе — основателю и издателю журнала Penthouse, конкурировавшего с Playboy. Он приобрёл её примерно в 1979 году. Это несколько удивительно, ведь можно было бы предположить, что распространителю «мягкого порно» больше по вкусу пришлись бы сладострастные обнажённые Ренуара, а не суровое изображение крестьянки и её сына Ван Гога. Гуччионе, который сам был художником-любителем, также владел картинами Писсарро, Моне, Пикассо и Модильяни.
Позже издателя постиг финансовый крах, поскольку «Пентхаус» не смог конкурировать с Интернетом. В 2002 году, за восемь лет до своей смерти, Гуччионе выставил «Крестьянку с ребёнком на коленях» на Sotheby’s, где она была продана за 834,5 тысяч долларов. Картину купил коллекционер с Западного побережья США, который позже одолжил её Музею искусств Сан-Диего. Там она находилась с 2018 года по март нынешнего.
«Крестьянка с ребёнком на коленях» была написана в марте-апреле 1885 года, когда Винсент Ван Гог жил у своих родителей в селении Нюэнен на юге Нидерландов. За время своего пребывания там художник написал более 30 работ с головами и фигурами местных жителей, но это — единственное изображение матери и ребенка. Живописные этюды привели к созданию первого шедевра Винсента — «Едоки картофеля» (апрель-май 1885), законченная версия которого находится в Музее Ван Гога в Амстердаме.
На картине выделяется лицо женщины в обрамлении белого чепца. В тёмном интерьере дома видна только спинка стула. Личности натурщицы и её мальчика, обутого в сабо, остаются неизвестными.
На картине выделяется лицо женщины в обрамлении белого чепца. В тёмном интерьере дома видна только спинка стула. Личности натурщицы и её мальчика, обутого в сабо, остаются неизвестными.
Вид Гааги с Ньиве керк
1882, 26.2×37.1 см
На той же продаже Christie’s в октябре с молотка ушла акварель
Ван Гога «Вид Гааги с Ньиве керк» (март 1882). Она была нарисована в районе, известном как Маленькое болото — к северо-западу от города. На ней видны башни Новой церкви в левом углу и Великой церкви святого Якова в центре, которые уравновешены двумя извергающими дым промышленными трубами справа.
В последнее время акварель часто переходила из рук в руки. В 2004 году «Вид на Гаагу с Ньиве керк» перешёл от голландского владельца коллекционеру Эрику Брехеру из Сиднея. Шесть лет спустя дилер из Нового Орлеана продал работу ценителю из Алабамы, затем выкупил её три года спустя и продал коллекционеру из Пенсильвании. Последний и продал акварель в октябре на Christie’s за миллион долларов.
В последнее время акварель часто переходила из рук в руки. В 2004 году «Вид на Гаагу с Ньиве керк» перешёл от голландского владельца коллекционеру Эрику Брехеру из Сиднея. Шесть лет спустя дилер из Нового Орлеана продал работу ценителю из Алабамы, затем выкупил её три года спустя и продал коллекционеру из Пенсильвании. Последний и продал акварель в октябре на Christie’s за миллион долларов.
Ветряная мельница близ Гааги
1882, 37.5×56 см
Относительно немногочисленные акварели Ван Гога крайне редко выставляются на аукционы. Тем не менее, 8 декабря на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке была продана ещё одна — «Ветряная мельница близ Гааги». Покупатель выложил за неё 2,5 миллиона долларов. Эта работа была написана всего через четыре месяца после «Вида на Гаагу с Ньиве керк».
По материалам The Art Newspaper