Империя, созданная анонимным британским уличным художником Бэнкси, оказалась под угрозой. Европейский суд постановил, что он не может претендовать на защиту интеллектуальной собственности, пока его личность остается загадкой.
Коллегия из трёх судей Бюро интеллектуальной собственности ЕС вынесла своё решение в разгар ожесточённой судебной тяжбы между Бэнкси и компанией Full Color Black, выпускающей поздравительные открытки. Последняя использовала его культовое изображение участника протестов, метающего букет цветов.
Сейчас суд создал прецедент, который ставит под угрозу все узнаваемые образы художника-партизана. Юристы решили, что раз личность Бэнкси остаётся загадкой, он не может претендовать на авторские права на свои работы. Примечательно, что это решение лишает художника прав на «Любовь в воздухе» и на его родине — в Великобритании.
Сейчас суд создал прецедент, который ставит под угрозу все узнаваемые образы художника-партизана. Юристы решили, что раз личность Бэнкси остаётся загадкой, он не может претендовать на авторские права на свои работы. Примечательно, что это решение лишает художника прав на «Любовь в воздухе» и на его родине — в Великобритании.
Члены коллегии также отметили, что Бэнкси по большей части рисует граффити на чужой собственности без разрешения, а не на холстах или другом своём имуществе.
Компания по выпуску открыток Full Color Black инициировала судебное разбирательство против Бэнкси и его юристов осенью 2018 года. Их иск основывался на том, что культовый художник часто выражал презрение к капитализму и интеллектуальной собственности, заявляя, что «авторское право — для лузеров». Кроме того, к книге «Wall and Piece» он поклялся никогда не ставить свои произведения на коммерческие рельсы. Свои граффити Бэнкси оставляет в общественных местах, где любой желающий может сфотографировать их.
На иск художник ответил в своём стиле, открыв интернет-бутик под названием «Валовой внутренний продукт», в котором представлен ассортимент его фирменных товаров. Якобы идея заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что он использует товарные знаки в своей работе.
На иск художник ответил в своём стиле, открыв интернет-бутик под названием «Валовой внутренний продукт», в котором представлен ассортимент его фирменных товаров. Якобы идея заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что он использует товарные знаки в своей работе.
Витрина бутика Бэнкси «Gross Domestic Product™». Источник: Graffiti & Street Art News
Но уловка, похоже, возымела обратное действие. В своем постановлении коллегия суда назвала магазин «несовместимым с честной практикой». В постановлении сказано, что он был открыт лишь после начала судебного разбирательства, а потому используется «для обхода требований закона о товарных знаках». «Не было никакого намерения на самом деле использовать узнаваемые образы как товарные знаки», — написала комиссия.
Теперь Бэнкси и его законники должны оплатить расходы и сборы, понесённые Full Color Black. У них также есть два месяца на подачу апелляции.
Теперь Бэнкси и его законники должны оплатить расходы и сборы, понесённые Full Color Black. У них также есть два месяца на подачу апелляции.
Рисунок с протестующим, который собирается швырнуть букет цветов, появился на одной из улиц Иерусалима в 2005 году. Он стал ответом Бэнкси на атаку ультраортодоксальными иудеями гей-парада, в результате чего серьёзно пострадали несколько человек. Изображение юноши с платком на лице и букетом цветов вместо «коктейля Молотова» получило название «Любовь в воздухе» или «Цветочный метатель».
По материалам artnet. News