Вряд ли вы знакомы с работами Леопольда Шово (1870−1940). При жизни этот художник-самоучка мало повлиял на мир искусства. Его монстры были в основном хобби, которому он предавался в течение долгой карьеры врача, детского писателя и романиста. После смерти своего создателя эти чудовища, казалось, канули в лету, пока внук Шово в 2017 году не подарил Музею Орсе 18 скульптур и 100 рисунков деда. Они легли в основу выставки «В стране монстров. Леопольд Шово», которая возвращает его имя в мир искусства.
Леопольд Шово — сын уважаемого ветеринара и врача-исследователя из Лиона. Он всегда питал интерес к искусству и монстрам, но вынужден был заняться медициной по настоянию отца. «Чудовища доставляли мне удовольствие даже в детстве, — рассказывал он в последний год своей жизни. — Я видел горгулий только на нескольких соборах, некоторых китайских и японских монстров, но уже чувствовал, что этот мир создан для меня».
Леопольд Шово, «Монстр (Автопортрет?)», 1908. Музей д’Орсе, Париж
Примерно в 1905 году — то есть когда ему было уже за 30 — Шово увлёкся скульптурой (вероятно, по совету близкого друга, художника-набида Жоржа Лакомба). Он начал создавать фантастические фигуры из гипса, бронзы и дерева на основе средневекового европейского и японского гротеска. Предполагается, что небольшой монстр с руками за спиной, выполненный в 1908 году, — это автопортрет. Его взгляд из-под насупленных бровей и грустная полуулыбка уж очень напоминают черты лица самого Шово.
Творчество Леопольда Шово до разрушительной Первой мировой войны было незначительным. Он был призван на фронт как врач, и свой травматический опыт лечения раненых и изувеченных излил в коротких мемуарах «По ту сторону битвы» (1917). В дневнике он писал: «у меня возникает ощущение, что все эти умирающие дети — настоящие взрослые по сравнению с нами, старыми и бесполезными, остающимися позади».
Однако самыми страшными потерями стали личные. Старший сын Шово утонул в сентябре 1915 года в возрасте 16 лет, сын его лучшего друга был убит на фронте в июле 1918-го, затем скончалась от горя и болезни его жена. В декабре того же года третий сын Шово, Рено, умер от сепсиса после операции, которую сделал ему отец. «Я даже не могу утешиться тем, что они умерли за что-то, — написал Шово в дневнике через девять дней после смерти Рено. — Они умерли напрасно […] Всё, чем они были, добавлено к огромной куче мёртвых, и это разрывает меня на части».
Однако самыми страшными потерями стали личные. Старший сын Шово утонул в сентябре 1915 года в возрасте 16 лет, сын его лучшего друга был убит на фронте в июле 1918-го, затем скончалась от горя и болезни его жена. В декабре того же года третий сын Шово, Рено, умер от сепсиса после операции, которую сделал ему отец. «Я даже не могу утешиться тем, что они умерли за что-то, — написал Шово в дневнике через девять дней после смерти Рено. — Они умерли напрасно […] Всё, чем они были, добавлено к огромной куче мёртвых, и это разрывает меня на части».
Чудовищный пейзаж
1933, 19×26.5 см
Смертоносные войны ХХ века, конечно, подтолкнули таких художников, как Пабло Пикассо и Фрэнсис Бэкон к гораздо более мрачным изображениям чудовищности, но для Шово монстры стали желанным способом бегства. Отказавшись от медицины, он профессионально посвятил себя литературе, а воображаемых страшил рисовал и лепил «для себя». «Их формы буквально ласкают мои пальцы. Они рождаются во мне спонтанно. Вдруг открывают глаза и смотрят на меня — и я забываю все свои печали и невзгоды», — говорил художник.
В своих рисунках Шово использовал лаконичные линии и резкие штрихи, изображая персонажей в наивном стиле на фоне упрощенного, но явного декора. Начиная с 1920-х годов он рисовал «Чудовищные пейзажи»: допотопные или пустынные ландшафты, по которым бродят биоморфные монстры и совершают странные действия. Шово также иллюстрировал великих классиков, например, «Басни» Лафонтена, местами внося изменения в текст, а также сам писал милые и невероятные истории о животных и детях.
В своих рисунках Шово использовал лаконичные линии и резкие штрихи, изображая персонажей в наивном стиле на фоне упрощенного, но явного декора. Начиная с 1920-х годов он рисовал «Чудовищные пейзажи»: допотопные или пустынные ландшафты, по которым бродят биоморфные монстры и совершают странные действия. Шово также иллюстрировал великих классиков, например, «Басни» Лафонтена, местами внося изменения в текст, а также сам писал милые и невероятные истории о животных и детях.
Литературному успеху Леопольда Шово способствовала дружба с такими писателями, как Андре Мальро и Андре Жид, а также с художниками, например, Полем Гогеном и Пьером Боннаром, которые иллюстрировали две его книги. Он добился известности как создатель и иллюстратор сказок для детей, в которых действовали говорящие животные и абсурдные персонажи.
Особая прелесть заключена в сказке «Чудесные исцеления доктора Попотама», вышедшей в 1927 году. Её заглавный герой действует в животном мире, внося хаос своими экспериментальными методами лечения. Он склеивает мёртвых задом наперёд перед тем как оживить их, а также отращивает хвосты с помощью эссенция из раков, но побочный эффект этого лекарства заставляет пациентов пятиться. В конце концов, доктор Попотам организует кампанию по искоренению белого колониализма, используя свое запатентованное средство «нуар-попотам». Оно окрашивает в чёрный любого европейца, попадающего в сказочный мир, и делает его более дружелюбным.
Особая прелесть заключена в сказке «Чудесные исцеления доктора Попотама», вышедшей в 1927 году. Её заглавный герой действует в животном мире, внося хаос своими экспериментальными методами лечения. Он склеивает мёртвых задом наперёд перед тем как оживить их, а также отращивает хвосты с помощью эссенция из раков, но побочный эффект этого лекарства заставляет пациентов пятиться. В конце концов, доктор Попотам организует кампанию по искоренению белого колониализма, используя свое запатентованное средство «нуар-попотам». Оно окрашивает в чёрный любого европейца, попадающего в сказочный мир, и делает его более дружелюбным.
Чудесные исцеления доктора Попотама. № 34 Отравленная обезьяна
1927, 19×26.5 см
В творчестве Леопольда Шово всегда присутствует желание переделать мир, сделать его добрее, добавив в него сказочный фрагмент. Вплоть до своей смерти в начале Второй мировой войны он создал более 50 скульптур из воска, гипса и бронзы, а также около 500 акварелей и свыше 300 рисунков к собственным книгам. Эти фэнтезийные органические, зоо- и антропоморфные формы кажутся невинными, они словно поражаются собственному существованию. В серии «Чудовищные пейзажи» они одиноки, часто меланхоличны, они ищут и лишь изредка находят общество, которого явно жаждут.
Шово видел в них настоящих товарищей, людей из воображаемого мира, в котором он нашёл убежище. В сентябре 1939 года он назвал их «очень добрыми, очень нежными, очень безобидными — и очень глупыми по сравнению с настоящими живыми монстрами, которые сейчас переворачивают мир с ног на голову».
И хотя Леопольд Шово был мало известен за пределами Франции даже при жизни, «потомков» его монстров можно найти в бесчисленных книгах — от мумии-троллей Туве Янссон до Груффало Джулии Дональдсон: даже самые страшные из них оказываются поразительно невинными и всегда ищут товарищества.
И хотя Леопольд Шово был мало известен за пределами Франции даже при жизни, «потомков» его монстров можно найти в бесчисленных книгах — от мумии-троллей Туве Янссон до Груффало Джулии Дональдсон: даже самые страшные из них оказываются поразительно невинными и всегда ищут товарищества.
Выставка «В стране монстров. Леопольд Шово» представляет совершенно новый взгляд на творчество, которому в своё время не было аналогов. Экспозиция выстроена по двум направлениям: с одной стороны — личность, жизнь и творчество автора, а с другой — его вселенная, которая очарует даже самых маленьких посетителей. Посетить показ можно до 13 сентября.
По материалам официального сайта Музея Орсе, Apollo Magazine и ряда других источников