Искусствоведы провели трёхмерную реконструкцию лица итальянского художника Рафаэля, пытаясь разгадать многовековую тайну его последнего упокоения. Об этом сообщило AFP со ссылкой на римский университет Тор Вергата.
Художник-вундеркинд и один из трёх великих мастеров эпохи Возрождения наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи умер в 1520 году в возрасте всего 37 лет. Круглый год его могилу в римском Пантеоне украшает красная роза.
Тело Рафаэля было эксгумировано в XIX веке, после чего учёные сделали гипсовый слепок черепа. Однако эксперты не были уверены, что останки принадлежали именно Рафаэлю, поскольку при вскрытии в могиле были обнаружены и другие скелеты, а также отдельные кости. Часть останков принадлежит ученикам художника, но некоторые фрагменты остались неопознанными.
Тело Рафаэля было эксгумировано в XIX веке, после чего учёные сделали гипсовый слепок черепа. Однако эксперты не были уверены, что останки принадлежали именно Рафаэлю, поскольку при вскрытии в могиле были обнаружены и другие скелеты, а также отдельные кости. Часть останков принадлежит ученикам художника, но некоторые фрагменты остались неопознанными.
Двойной портрет / Автопортрет с другом (с Джулио Романо?)
1518, 99×83 см
Популярный миф гласит, что художник эпохи Ренессанса, который вёл, как говорили, активную половую жизнь, умер от сифилиса. Хотя эксперты в большинстве своём полагают, что Рафаэль скончался от пневмонии, возможно, после визитов к любовницам холодными ночами. В этом году исполнилось 500 лет со дня смерти мастера.
Команда университета Тор Вергата решила создать трёхмерную реконструкцию гипсового слепка. Эксперт по молекулярной биологии Маттиа Фалькони сообщил AFP, что обнаружил явное сходство между полученным лицом и изображением Рафаэля на портретах других художников того периода, а также на автопортретах.
«У нас есть твёрдые доказательства того, что скелет, впервые эксгумированный в 1833 году, принадлежит Рафаэлю Санти», — сказал Фалькони. Он добавил, что трёхмерная реконструкция «охватывает лишь 80 процентов оригинального лица, но в результате нет никаких сомнений. Внешность не соответствует тем ученикам Рафаэля, которые, как нам известно, были похоронены в этой же могиле. И было бы слишком большим совпадением, чтобы столь похожим оказался некто посторонний».
Учёный сказал, что единственной частью лица, которую нельзя было реконструировать, стали уши — «но, к счастью, у Рафаэля были длинные волосы, закрывающие их».
«У нас есть твёрдые доказательства того, что скелет, впервые эксгумированный в 1833 году, принадлежит Рафаэлю Санти», — сказал Фалькони. Он добавил, что трёхмерная реконструкция «охватывает лишь 80 процентов оригинального лица, но в результате нет никаких сомнений. Внешность не соответствует тем ученикам Рафаэля, которые, как нам известно, были похоронены в этой же могиле. И было бы слишком большим совпадением, чтобы столь похожим оказался некто посторонний».
Учёный сказал, что единственной частью лица, которую нельзя было реконструировать, стали уши — «но, к счастью, у Рафаэля были длинные волосы, закрывающие их».
3D-реконструкция, проведённая университетом в Риме. Источник: Tor Vergata University of Rome
Подтверждение того, что скелет принадлежит Рафаэлю, открывает двери для дальнейшего анализа костей и для попытки определить цвет волос и глаз.
Проект по повторной эксгумации тела в этом году был приостановлен из-за пандемии коронавируса. Но, если он возобновится, команда учёных хочет проверить, насколько честно художник изображал себя, сказал Фалькони. «3D-модель показывает, что глаза и рот на портретах такие, как были в реальности, а вот нос он немного приукрашал», — отметил эксперт.
«Мы знаем, что Рафаэль часто писал себя моложе своих лет, и эта модель позволяет нам увидеть его таким, каким он был на самом деле», — добавил он.
Напечатанный на 3D-принтере в натуральную величину бюст человека, которого живописец и биограф XVI века Джорджо Вазари назвал «принцем художников», будет выставлен в музее на его родине в Урбино.
Несмотря на преждевременную смерть, Рафаэль оставил обширное наследие, значительную часть которого создал по заказу Ватикана. В богатых музеях Папского города есть несколько залов, украшенных его фресками. После кончины Рафаэля они были закончены его учениками и остаются одними из самых популярных объектов Ватикана.
Напечатанный на 3D-принтере в натуральную величину бюст человека, которого живописец и биограф XVI века Джорджо Вазари назвал «принцем художников», будет выставлен в музее на его родине в Урбино.
Несмотря на преждевременную смерть, Рафаэль оставил обширное наследие, значительную часть которого создал по заказу Ватикана. В богатых музеях Папского города есть несколько залов, украшенных его фресками. После кончины Рафаэля они были закончены его учениками и остаются одними из самых популярных объектов Ватикана.
По материалам Agence France-Presse