Космос полон тайн, ожидающих разгадки. Однако астрономы могут помочь пролить свет и на земные тайны в совершенно неожиданной сфере — в искусстве. В своей книге «Небесный сыщик» профессор Дональд Ольсон из Техасского государственного университета рассказывает о методах «судебной астрономии», которая помогла в решении ряда любопытных вопросов арт-истории. Последняя загадка, которую расследовал Ольсон, связана с шедевром голландского художника Яна Вермеера «Вид Дельфта».
Вермеер технически точно передал свет и тень на своём городском пейзаже, но заставил историков и художников ломать голову над точной датой и временем его создания. Учёные не смогли прийти к согласию относительно того, какое время суток изображено на картине, а также идёт ли свет с запада или солнце находится прямо над головой.
«Мои студенты и я работали над этим проектом около года, — рассказывает Ольсон. — Мы провели много времени, изучая топографию города, используя как карты XVII и XIX веков, так и Google Earth». Результаты работы профессора и его команды будут опубликованы в сентябрьском выпуске журнала Sky and Telescope за 2020 год.
«Мои студенты и я работали над этим проектом около года, — рассказывает Ольсон. — Мы провели много времени, изучая топографию города, используя как карты XVII и XIX веков, так и Google Earth». Результаты работы профессора и его команды будут опубликованы в сентябрьском выпуске журнала Sky and Telescope за 2020 год.
Вид Дельфта
1661, 96.5×115.7 см
«Вид Дельфта» — самый известный пейзаж
XVII века и одна из самых больших картин Яна Вермеера. Абсолютным шедевром её делают взаимодействие света и тени, впечатляющее облачное небо и тонкие отражения в воде. Это безветренный день, и в городе царит атмосфера спокойствия. Вермеер отразил это умиротворение в своей композиции, разбив её на три горизонтальные полосы — воду, город и небо. «Он также написал здания немного более опрятными, чем они были на самом деле», — отмечает Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге, которая владеет картиной с 1822 года.
Вермеер выбрал точку зрения с юга — со второго этажа гостиницы с видом на город. Во время первичных исследований Ольсон и его команда открыли, что освещение, подобное тому, что на картине, достигается из юго-восточного источника — то есть это утренняя сцена. Чтобы повысить точность своих измерений в Google Earth, команде пришлось доставить собственный «таинственный аппарат» (самолёт) в Дельфт и увидеть ландшафт собственными глазами.
Вермеер выбрал точку зрения с юга — со второго этажа гостиницы с видом на город. Во время первичных исследований Ольсон и его команда открыли, что освещение, подобное тому, что на картине, достигается из юго-восточного источника — то есть это утренняя сцена. Чтобы повысить точность своих измерений в Google Earth, команде пришлось доставить собственный «таинственный аппарат» (самолёт) в Дельфт и увидеть ландшафт собственными глазами.
Наиболее точным индикатором положения солнца стали свет и тень на вертикальной колонне башни Ньиве керк. Такое освещение появляется на несколько минут в утренние часы. Слева — фрагмент картины Вермеера, справа — фото башни 16 октября 2019 года. Фото: Mauritshuis, The Hague; Russell Doescher
Отдельный интерес представляла восьмиугольная башня Ньиве керк (Новой церкви). Кое-где в литературе высказывалось предположение, что Вермеер увеличил её размер, но исследователи из Техаса пришли к выводу, что художник передал его верно. Это открытие позволило команде рассчитать положение солнца на картине по теням на колоннах башни. «Это наш ключ. Это точный индикатор того, где должно находиться солнце», — сказал Ольсон.
Основываясь на этом, команда зафиксировала время на нынешних башенных часах. В течение многих лет считалось, что сцена изображена «сразу после семи утра» — это время на картине показывают часы на Схидамских воротах. Но это приблизительное время, ведь минутные стрелки были добавлены к часам только в конце XIX века. Так что альтернативное прочтение дало результат «ближе к восьми».
Основываясь на этом, команда зафиксировала время на нынешних башенных часах. В течение многих лет считалось, что сцена изображена «сразу после семи утра» — это время на картине показывают часы на Схидамских воротах. Но это приблизительное время, ведь минутные стрелки были добавлены к часам только в конце XIX века. Так что альтернативное прочтение дало результат «ближе к восьми».
Теперь что касается года. Колокола на башне Ньиве керк были установлены в 1660-м году, а на картине изображена пустая звонница. Так что Ольсон и его команда знали, что пейзаж
был задуман до этой даты. Введя угол положения солнца и время в астрономический софт, они сузили диапазоны дат до двух вариантов — 6−8 апреля и 3−4 сентября.
Как и во всех хороших детективных историях, в этой загадке был последний «тёмный фрагмент», завершивший паззл — лиственные деревья. В северном климате Дельфта листва распускается только в конце апреля, что исключает весенние даты. Это, в конце концов, и решило дело.
На «Вид Дельфта» Вермеер, скорее всего, вдохновился сценой, которую наблюдал 3 сентября 1659 года (или годом ранее) приблизительно в 8 часов утра по местному времени.
Как и во всех хороших детективных историях, в этой загадке был последний «тёмный фрагмент», завершивший паззл — лиственные деревья. В северном климате Дельфта листва распускается только в конце апреля, что исключает весенние даты. Это, в конце концов, и решило дело.
На «Вид Дельфта» Вермеер, скорее всего, вдохновился сценой, которую наблюдал 3 сентября 1659 года (или годом ранее) приблизительно в 8 часов утра по местному времени.
«Известно, что Вермеер работал медленно. Передача всех деталей на его масштабном шедевре могло занять недели, месяцы или даже годы, — подчёркивает Ольсон. — Его удивительно точное изображение характерной и мимолётной игры света и теней на Ньиве керк предполагает, что как минимум эту деталь он написал, непосредственно наблюдая освещённую солнцем башню, которая возвышалась над стенами и крышами Дельфта».
Это исследование, несомненно, представляет интерес с точки зрения научной и учебной практики, но стоит ли интерпретировать картины, словно фотографии?
Это исследование, несомненно, представляет интерес с точки зрения научной и учебной практики, но стоит ли интерпретировать картины, словно фотографии?
По материалам iflscience.com