Ян Вермеер, «Хозяйка и служанка» (1666−68 годы). Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Главный куратор «Коллекции Фрика» Ксавье Саломон предположил, что Вермеер закрасил оригинальный детальный фон, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном событий — появлении таинственного письма, которое горничная в голубом фартуке принесла элегантно одетой хозяйке. «Я думаю, что все эти маленькие фигурки на фоне занимали слишком много места, — сказал эксперт. — Очевидно, он решил, что они лишние».
Исследование показало, что первоначально Вермеер обозначил фигуры на фоне преимущественно чёрным и земляными цветами. Что характерно, увеличение картины открыло, что занавес был написан до того, как художник нанёс последние штрихи на переднем плане, такие как пряди светлых волос хозяйки.
Поразительно, но портьера, возможно, визуально дополняла ткань, покрывающую стол, за которым сидит хозяйка. Тестирование показало, что она тоже изначально была зелёной, а не насыщенно-синей, как сегодня. По словам исследователей, нижний слой краски на скатерти представляет собой нефритово-зелёную глазурь, образованную растворением солей меди в скипидаре. Сверху художник положил зелёный тон, смешав жёлтую и голубую краски. Первая выцвела, и осталась только вторая.
- Микрофотография, сделанная по левой стороне скатерти. Красная стрелка указывает на небольшую область зелёного цвета, которая сохранилась, возможно, потому, что была защищена от света рамой картины. Источник: Metropolitan Museum of Art
- Увеличенный фрагмент картины, на котором видно, что светлые пряди волос хозяйки Вермеер написал уже поверх портьеры, скрывшей первоначально задуманный фон. Источник: Metropolitan Museum of Art
Это уже не первый случай, когда оказывается, что знаменитые картины Вермеера изначально выглядели не так, как нам известно. Недавно галерея Маурицхёйс раскрыла результаты своего исследования «Девушки с жемчужной серёжкой». Согласно им, фоном для героини также служила зелёная портьера. А в сцене «Девушка с письмом у открытого окна» из Дрезденской картинной галереи присутствовал Амур. Он был закрашен неизвестным художником через десятилетия после смерти мастера. Сейчас реставраторы восстанавливают оригинальный вид полотна.