Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге объявила о воссоединении пары свадебных портретов авторства Бартоломеуса Брейна Старшего. Образы Якоба Омфалиуса и его невесты Елизаветы Беллингхаузен были разделены на аукционе почти 125 лет назад. Имя женщины, как и портрет её жениха, были утрачены — и теперь восстановлены после умного детективного расследования.
Художник Бартоломеус Брейн из Кёльна увековечил Якоба и его невесту Елизавету на двух панелях незадолго до их брака в 1539 году. Около 350 лет назад пара буквально объединилась в «портретный диптих»: доски прикрепили друг к другу шарнирными петлями. Однако в 1896 году Елизавета потеряла мужа — точнее, его портрет — на аукционе в Лондоне. Тогда картины были проданы как изображения неизвестных, приписанные Яну Госсарту по прозвищу Мабюз.
В 1912 году женский образ попал в коллекцию Рейксмузеума, который в 1951 году передал его Маурицхёйсу в долгосрочную аренду. Там картина висела как «Портрет неизвестной», а имя модели и местонахождение второй половины произведения оставались тайной.
В 1912 году женский образ попал в коллекцию Рейксмузеума, который в 1951 году передал его Маурицхёйсу в долгосрочную аренду. Там картина висела как «Портрет неизвестной», а имя модели и местонахождение второй половины произведения оставались тайной.
Бартоломеус Брейн Старший, портреты Якоба Омфалиуса и его невесты Елизаветы Беллингхаузен (1538/39). Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
Примерно двадцать лет назад искусствоведы выяснили, что картина первоначально составляла половину диптиха, и решили раскрыть личность изображённой. Они знали, что панель написал Бартоломеус Брейн, а на её оборотной стороне размещён герб Питера Беллингхаузена, профессора гражданского права в Кёльне. Учёные предположили, что перед ними — портрет
одной из его дочерей.
Герб на оборотной стороне портрета Елизаветы Беллингхаузен, позволивший определить личность модели. Источник: Mauritshuis
Благодаря записям богослова Петруса Хофстеде де Гроота, сделанным в аукционном каталоге в 1896-м, удалось определить герб на обратной стороне утраченного мужского портрета. Он принадлежал кёльнскому адвокату Якобу Омфалиусу, а, значит, на картине из Маурицхёйса была изображена его жена Елизавета. Но все следы панели с самим Якобом исчезли в 1955 году, когда она в последний раз она выставлялась на аукцион.
Лишь в мае 2019 года «Портрет
неизвестного» появился на торгах в небольшом аукционном доме в Париже. Его приобрела галерея из Женевы, не подозревавшая о личности изображённого. Маурицхёйс узнал об этом от куратора из немецкого музея и предпринял попытку воссоединить пару. Весной 2020 года она увенчалась успехом.
Бартоломеус Брейн Старший (его сын-тёзка также был художником) пользовался большим спросом как портретист — он написал целое поколение кёльнских сановников. Его портреты отличает реалистичная передача лиц и рук, использование ярких цветов и тщательно исполненные детали одежды и реквизита. Брейн (1493−1555) получал очень мало заказов на одиночные образы, в основном он специализировался на создании свадебных портретов в виде диптихов.
Бартоломеус Брейн Старший (его сын-тёзка также был художником) пользовался большим спросом как портретист — он написал целое поколение кёльнских сановников. Его портреты отличает реалистичная передача лиц и рук, использование ярких цветов и тщательно исполненные детали одежды и реквизита. Брейн (1493−1555) получал очень мало заказов на одиночные образы, в основном он специализировался на создании свадебных портретов в виде диптихов.
Якоб Омфалиус (1500−1567) был выдающимся юристом и учёным из Кёльна. Он учился в Кёльне, Утрехте и Левене, окончил юридический факультет в парижской Сорбонне, а затем в Тулузе. Занимал разные высокие посты, читал лекции по юриспруденции в Кёльнском университете и в 1559 году был возведён во дворянство. Даты рождения и смерти Елизаветы Беллингхаузен не установлены — на портрете она выглядит значительно моложе своего жениха.
У пары было 13 детей, а после смерти супруга Елизавета вышла замуж повторно.
У пары было 13 детей, а после смерти супруга Елизавета вышла замуж повторно.
Двойной портрет
был написан после помолвки пары, но ещё до свадьбы. На это указывает причёска Елизаветы: её косы выглядывают из-под чепца, а волосы надо лбом сбриты, чтобы сам лоб казался выше по моде того времени. Замужние женщины причёсывались иначе. Тонкими пальцами девушка держит цветок сладко-горького паслёна — это растение часто встречается на свадебных портретах из Кёльна XVI века.
Брейн в мельчайших деталях выписал одежду своих натурщиков, например, богато украшенный пояс Елизаветы и тонкую вышивку на её блузке. Он работал с яркими цветами — лазурным, красным, жёлтым — и делал тонкие мазки, чтобы лица его клиентов выглядели как живые.
Брейн в мельчайших деталях выписал одежду своих натурщиков, например, богато украшенный пояс Елизаветы и тонкую вышивку на её блузке. Он работал с яркими цветами — лазурным, красным, жёлтым — и делал тонкие мазки, чтобы лица его клиентов выглядели как живые.
К сожалению, оригинальные рамы портретов были утрачены. Мастера Маурицхёса изготовили новые, основываясь на образцах с других портретов Брейна, и теперь образы Якоба и Елизаветы вновь образуют диптих. Супружеские портреты часто разделялись, особенно когда один из них считался «коммерчески более привлекательным». Но эта воссоединённая пара демонстрирует, насколько гармоничными могут быть картины, представленные вместе, как было задумано изначально.
По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёйс