По одной из версий, Рафаэль умер в свой 37-й день рождения. Но причина смерти мастера эпохи Возрождения остаётся неясной — венерическая болезнь или таинственная лихорадка? Через 500 лет после смерти художника ещё одна причина заболевания — новый коронавирус — может привести к закрытию амбициозной выставки в его честь. Показ, который должен продлиться до 2 июня, застрахован на 4 миллиарда евро, но никакие деньги не могут гарантировать, что крупнейшая за пределами Азии вспышка коронавируса не прервёт трёхмесячную ретроспективу.
ОБНОВЛЕНИЕ. К сожалению, выставка временно закрылась, едва начав работу — как сообщается, распоряжение об этом поступило 8 марта 2020 года. Пока не сказано, когда она возобновит свою работу.
Между тем, на показ было предварительно продано более 60 тысяч билетов, что стало рекордом для галереи Скудери-дель-Квиринале, расположенной в бывших конюшнях теперешнего президентского дворца в Риме.
Итальянские кураторы не пожалели ни затрат, ни усилий для организации выставки, впервые собрав более ста картин и рисунков самого Рафаэля, а также многочисленные работы художников, на чьё творчество оказал значительное влияние всемирно известный мастер эпохи Возрождения.
Одна только галерея Уффици во Флоренции одолжила 40 работ Рафаэля, чтобы помочь собрать под одной крышей наибольшее в истории количество произведений живописца. В число главных «изюминок» выставки входит одна из его самых популярных мадонн, датируемая флорентийским периодом — сладко-меланхоличная «Мадонна Грандука» (ок. 1505/06), а также идеализированная красавица «Донна Велата» (ок. 1512/15).
Итальянские кураторы не пожалели ни затрат, ни усилий для организации выставки, впервые собрав более ста картин и рисунков самого Рафаэля, а также многочисленные работы художников, на чьё творчество оказал значительное влияние всемирно известный мастер эпохи Возрождения.
Одна только галерея Уффици во Флоренции одолжила 40 работ Рафаэля, чтобы помочь собрать под одной крышей наибольшее в истории количество произведений живописца. В число главных «изюминок» выставки входит одна из его самых популярных мадонн, датируемая флорентийским периодом — сладко-меланхоличная «Мадонна Грандука» (ок. 1505/06), а также идеализированная красавица «Донна Велата» (ок. 1512/15).
Среди других «хедлайнеров» — «Экстаз святой Цецилии» (1518) из Пинакотеки в Болонье с необычным натюрмортом из музыкальных инструментов на переднем плане; великолепно гармоничная «Мадонна Альба» (1510) из Национальной галереи искусств в Вашингтоне; поздняя «Мадонна с розой» (ок. 1518/20) из Музея Прадо в Мадриде, завершённая, вероятно, подмастерьем; «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» (ок. 1514/15), а также поздний «Автопортрет
с другом» (около 1518/20), оба из Лувра.
Скандал в экспертной среде вызвал портрет
папы Льва X с двумя кардиналами, принадлежащий галерее Уффици. Эта потрясающая работа, написанная бордово-красными и кроваво-оранжевыми тонами между 1518 и 1519 годами, стала сенсацией в то время из-за своей революционной концепции группового портрета. Недавно научный комитет Уффици решил, что картина слишком хрупка, чтобы совершить поездку в Рим. Все четыре члена комитета подали в отставку из-за решения директора галереи Эйке Шмидта проигнорировать это постановление и отправить полотно на показ в столицу Италии. «Портрет Льва X очень важен для отражения римского периода Рафаэля», — пояснил Шмидт журналистам.
Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси
1518, 155.2×118.9 см
Римский период Рафаэля — это естественный центр выставки. В Вечном городе он создал ряд своих самых знаменитых работ (включая комнаты с фресками в Ватикане), а также был главным архитектором собора Святого Петра. Однако экспозиция охватывает весь спектр короткой, но удивительно плодотворной и влиятельной карьеры мастера. «Вазари в своей „Жизни Рафаэля“ описал его как художника и архитектора, но он занимался гораздо большим. Он был коллекционером, антикваром [суперинтендантом Римских древностей] и он предпринял попытку сделать графическую реконструкцию древнего Рима, — говорят кураторы. — Цель выставки — восстановить глубину этой сложной фигуры как экспериментального и многогранного художника».
Тем не менее, без римского периода Рафаэль «не стал бы уважаемой личностью, которая господствовала над веками западного искусства», подчёркивают организаторы выставки. Именно по этой причине они решили изменить хронологию показа, начав с Рима, где художник умер в возрасте 37 лет, а затем проследив его историю обратно во Флоренцию и Умбрию. Фактически экспозиция открывается копией гробницы Рафаэля в натуральную величину. Она создана с помощью самых современных технологии и после выставки будет отправлена в родной город живописца — Урбино. На реальное же место захоронения Рафаэля в Пантеоне каждый день в течение всего года возлагается свежая красная роза. Надпись на могильной плите гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. А после его смерти она боялась умереть».
Тем не менее, без римского периода Рафаэль «не стал бы уважаемой личностью, которая господствовала над веками западного искусства», подчёркивают организаторы выставки. Именно по этой причине они решили изменить хронологию показа, начав с Рима, где художник умер в возрасте 37 лет, а затем проследив его историю обратно во Флоренцию и Умбрию. Фактически экспозиция открывается копией гробницы Рафаэля в натуральную величину. Она создана с помощью самых современных технологии и после выставки будет отправлена в родной город живописца — Урбино. На реальное же место захоронения Рафаэля в Пантеоне каждый день в течение всего года возлагается свежая красная роза. Надпись на могильной плите гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. А после его смерти она боялась умереть».
Помимо ретроспективы в Скудери-дель-Квиринале Рафаэля чествуют также выставками в Урбино и в Милане. А в Сикстинской капелле вывешены его знаменитые гобелены, сотканные в Брюгге и изображающие эпизоды из жизни святых Петра и Павла. В октябре ещё одна крупная экспозиция, посвящённая 500-летию со дня смерти мастера, откроется в Национальной галерее в Лондоне.
По материалам Deutsche Welle, The Art Newspaper и Artdaily