Один из редких автопортретов Клода Моне, принадлежащий музею Мармоттан — Моне в Париже, был понижен в статусе. Теперь картину приписывают малоизвестному швейцарскому художнику Шарлю Жиро. Новая атрибуция работы важна: отныне вместо трех можно говорить лишь о двух автопортретах Клода Моне. Полотно под новой атрибуцией сейчас демонстрируют в Музее Ван Гога в Амстердаме на выставке под названием «На картине. Портрет художника».
Затянувшиеся дебаты по поводу атрибуции частично были вызваны спором между галереей Вильденштейна, которая подарила портрет
музею Мармоттан — Моне, и его предыдущей владелицей Полетт Говард-Джонстон, женой британского адмирала. Она скончалась в 2009 году в возрасте 104-х лет и к тому моменту была последним живым человеком, знавшим Моне.
На неподписанном портрете Моне изображён как богемный французский художник с бородой и в берете. Позади висит один из его пейзажей 1884 года — вид Кап-Мартен на французской Ривьере. Интересно, что нижняя половина картины совершенно незакончена.
Хотя работа долго называлась автопортретом, натурщик смотрит в сторону, а небрежно зажатая в губах сигарета и руки, опирающиеся на бедра, наводят на мысль, что он позирует для неформального портрета. Плавный мазок на незавершённых фрагментах стилистически не соответствует работам Моне в тот период.
На неподписанном портрете Моне изображён как богемный французский художник с бородой и в берете. Позади висит один из его пейзажей 1884 года — вид Кап-Мартен на французской Ривьере. Интересно, что нижняя половина картины совершенно незакончена.
Хотя работа долго называлась автопортретом, натурщик смотрит в сторону, а небрежно зажатая в губах сигарета и руки, опирающиеся на бедра, наводят на мысль, что он позирует для неформального портрета. Плавный мазок на незавершённых фрагментах стилистически не соответствует работам Моне в тот период.
Портрет Клода Моне (автор - Шарль Жиро)
1885, 85×54 см
Несмотря на то, что в экспозиции музея Мармоттан — Моне картина была представлена как автопортрет
Моне, сомнения в авторстве возникли много лет назад. В октябре 2010 года о них писало издание The Art Newspaper. В числе возможных авторов называли Джона Сингера Сарджента, Берту Моризо, Джона Брека и Шарля Жиро.
Портрет изначально принадлежал Моне, который повесил его у себя спальне. В неопубликованном письме Полетт Говард-Джонстон вспоминала, что видела картину там в 1925 году, и тогда живописец сказал ей, что это «его изображение, которое он предпочитает другим». Позже она унаследовала работу от своего отца, художника Поля Эллё, но в 1984 году продала её галерее Вильденштейна в Нью-Йорке.
Портрет изначально принадлежал Моне, который повесил его у себя спальне. В неопубликованном письме Полетт Говард-Джонстон вспоминала, что видела картину там в 1925 году, и тогда живописец сказал ей, что это «его изображение, которое он предпочитает другим». Позже она унаследовала работу от своего отца, художника Поля Эллё, но в 1984 году продала её галерее Вильденштейна в Нью-Йорке.
В записях музея Мармоттан — Моне значится, что Вильденштейн подарил портрет
учреждению в 1986 году, хотя до 2000 года полотно там не выставлялось. Где оно находилось все эти годы, остаётся загадкой.
Мало того, в каталоге-резоне, который Вильденштейн выпустил в 1979 году, картина была приписана Сардженту. В пересмотренном же издании 1996 года её автором уже значился Моне, а изображение было воспроизведено на фронтисписе. Там же сообщалось, что картина находится в «частной коллекции», хотя Вильденштейн, предположительно, уже подарил её музею Мармоттан — Моне десятилетием ранее.
Учёный Иоахим Писсарро (правнук художника-импрессиониста) в интервью The Art Newspaper утверждал, что картина была не автопортретом, а портретом, который выполнил Шарль Жиро, живший в Париже в 1880-е годы. Эксперт подкрепил свои слова строками из дневника этого художника за 1885 год. Там описывался визит Жиро в Живерни, где после обеда он провёл час за наброском к портрету, позаимствовав краски и палитру Моне. Возможно, незавершённость работы и объясняется ограниченностью времени.
Мало того, в каталоге-резоне, который Вильденштейн выпустил в 1979 году, картина была приписана Сардженту. В пересмотренном же издании 1996 года её автором уже значился Моне, а изображение было воспроизведено на фронтисписе. Там же сообщалось, что картина находится в «частной коллекции», хотя Вильденштейн, предположительно, уже подарил её музею Мармоттан — Моне десятилетием ранее.
Учёный Иоахим Писсарро (правнук художника-импрессиониста) в интервью The Art Newspaper утверждал, что картина была не автопортретом, а портретом, который выполнил Шарль Жиро, живший в Париже в 1880-е годы. Эксперт подкрепил свои слова строками из дневника этого художника за 1885 год. Там описывался визит Жиро в Живерни, где после обеда он провёл час за наброском к портрету, позаимствовав краски и палитру Моне. Возможно, незавершённость работы и объясняется ограниченностью времени.
Тексты, научные анализы и стилистические сравнения показали, что автором портрета Моне является, скорее всего, Жиро.
В 2018 году музей Мармоттан — Моне изменил подпись под работой на «приписан Сардженту», а в прошлом году вообще убрал его из экспозиции. Теперь портрет
впервые демонстрируется в Музее Ван Гога как произведение Шарля Жиро.
Таким образом, в мире теперь известны только два подлинных автопортрета Клода Моне. Один, выполненный в 1886 году, изображает его в берете и находится в частной коллекции. Другой, датируемый 1917 годом, был подарен другу художника, премьер-министру Жоржу Клемансо, и сейчас принадлежит Музею Орсе в Париже.
Таким образом, в мире теперь известны только два подлинных автопортрета Клода Моне. Один, выполненный в 1886 году, изображает его в берете и находится в частной коллекции. Другой, датируемый 1917 годом, был подарен другу художника, премьер-министру Жоржу Клемансо, и сейчас принадлежит Музею Орсе в Париже.
Тем временем на выставке «На картине. Портрет
художника» в Музее Ван Гога в Амстердаме среди девяти автопортретов голландского постимпрессиониста представлен один, ранее определённый как подделка. В прошлом месяце специалисты амстердамского музея подтвердили подлинность картины, назвав её единственной сохранившейся работой, которую художник сделал после психотического приступа.
Автопортрет
Сентябрь 1889, 51×45 см
Выставка, которая продлится до 24 мая, посвящена портретам и автопортретам художников с 1850 по 1920 год. Экспозиция включает 75 картин: чуть более половины из них — автопортреты, а остальные — портреты европейских и американских художников, таких как Ренуар, Сезанн, Милле, Гоген, Мунка, Хаммерсхёй и Шиле.
Поклонники Ван Гога могут увидеть его портреты, написанные австралийским импрессионистом Джоном Расселом и Анри Тулуз-Лотреком. Но центральный экспонат показа — «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889) из галереи Курто. Он передан в аренду Музею Ван Гога на тот период, пока в Курто проводится капитальный ремонт. После закрытия выставки в Амстердаме картина останется в постоянной коллекции музея до сентября или даже дольше — пока Курто не откроется весной 2021 года.
Поклонники Ван Гога могут увидеть его портреты, написанные австралийским импрессионистом Джоном Расселом и Анри Тулуз-Лотреком. Но центральный экспонат показа — «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889) из галереи Курто. Он передан в аренду Музею Ван Гога на тот период, пока в Курто проводится капитальный ремонт. После закрытия выставки в Амстердаме картина останется в постоянной коллекции музея до сентября или даже дольше — пока Курто не откроется весной 2021 года.
По материалам The Art Newspaper