войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Десятки работ, приписанных Гойе, ему не принадлежат, утверждает эксперт

Ведущий британский искусствовед по творчеству Франсиско де Гойи ставит под сомнение подлинность десятков картин, приписанных ему. Она утверждает, что на самом деле это не работы испанского мастера, а произведения многочисленных подмастерьев, служивших великому художнику.
Десятки работ, приписанных Гойе, ему не принадлежат, утверждает эксперт
Джульетта Уилсон-Баро, искусствовед, специализирующийся на творчестве Гойи, считает, что музеи должны пересмотреть свои сокровищницы, поскольку в них хранится множество «проблемных» картин. Она сказала изданию Observer, что аукционные дома и дилеры регулярно продают работы под именем Гойи, хотя учёный убеждена, что сделали их менее значительные художники.

«Это минное поле, — заявила эксперт. — Сознательно или неосознанно картины, которые ставятся под сомнение, всё ещё представлены как работы Гойи. Все хотят, чтобы их полотно было его произведением».
Искусствовед Джульетта Уилсон-Баро на выставке Гойи в Ажене (Франция). Фото: Studio Centella
Искусствовед Джульетта Уилсон-Баро на выставке Гойи в Ажене (Франция). Фото: Studio Centella
Франсиско де Гойя, живший с 1746-го по 1828 год, почитается за шедевр, включающие сатирическую серию гравюр «Бедствия войны», в которой раскрывается антигуманное отношение человека к человеку.

Джульетта Уилсон-Баро, читавшая лекции по Гойе в Оксфордском университете, курировала крупные выставки художника в мадридском музее Прадо и Королевской академии художеств в Лондоне. По её оценкам, в переатрибуции нуждаются десятки картин Гойи — и на это уйдут годы исследований. «Мы знаем о проблемах много лет, но пришло время, когда каждый должен провести свой анализ. Почти в каждом музее, где есть Гойя, есть и проблемный Гойя. Они очень широко распространены. Некоторые более поздние подделки видны практически невооружённым взглядом, но многие были выполнены подмастерьями в студии», — подчёркивает искусствовед.
По её словам, отчасти проблема сформировалась в 1812 году во время инвентаризации мастерской и другого имущества Гойи. «Мы верили, что все произведения в этом перечне должны быть созданы рукой Гойи. Со временем я пришла к выводу, что некоторые из них не могли быть его работами», — сказала Уилсон-Баро.

«Объяснить это можно тем, что у Гойи, как и у любого великого художника, была активная мастерская с помощниками. И поэтому многие картины были созданы другими людьми, но все выходили из студии под именем Гойи», — говорит эксперт.

Конечно, то, что у Гойи были помощники — не новость, но до недавнего времени роль этих людей была неоднозначной. «Теперь стало ясно, отчасти благодаря документальным свидетельствам, что люди под одним брендом покупали как работы Гойи, так и не принадлежащие ему. Фактически Гойя возглавлял школу, как заметил современник», — пояснила Джульетта Уилсон-Баро.
Она добавила: «Музей Метрополитен в Нью-Йорке уже пересмотрел атрибуцию нескольких своих картин, как не принадлежащих Гойе, но не смог установить дату или авторство. Теперь же, убеждённый в том, что у Гойи действительно была студия — что могло бы объяснить проблемные картины — учреждение ещё раз рассмотрит их».

В их число входит большая сцена «Махи на балконе» — точная копия оригинала Гойи из частной европейской коллекции. Уилсон-Баро полагает, что её автором может быть Асенсио Хулиа — близкий помощник Гойи.
Картины Хулиа представлены в большой выставке работ мастерской Гойи, которую Уилсон-Баро курирует в Музее изобразительных искусств в Ажене на юго-западе Франции. «Гойя — авангардный гений. Мастер и его школа» представляет около 90 произведений, которые предоставили в аренду музеи и частные коллекции по всему миру.

Шедевры Гойи висят рядом с картинами, которые, по мнению Уилсон-Баро, принадлежат его подмастерьям, хотя и происходят из его студии. «Вот почему люди могут цепляться за факт, что это — произведения Гойи, даже когда некоторые из нас видят, что это не так. Это новое исследование», — добавила эксперт.

Многие из сомнительных работ были включены в полный каталог-raisonné, вышедший в 1970 году, над которым она в молодости работала с Пьером Гасье. «Огромное количество я видела только по фотографиям», — признаётся искусствовед.
Она говорит, что «испытывает тревогу» по поводу сомнительной атрибуции, когда картины Гойи переходят из рук в руки за миллионные суммы: «Если картина написана подмастерьем, её ценность, конечно, падает. Художники в тени великого мастера могут проиллюстрировать его образность, его стиль, то, как он работает с краской, но произведение не пронизано уникальной индивидуальностью и силой оригинального создателя».

«Чем больше картин не будут признаны произведениями Гойи, тем выше станет качество его собственного творчества. Это то, что вдохновило меня», — заключила Джульетта Уилсон-Баро.

Её исследования опубликованы в каталоге для выставки Ажене, которая продлится до 10 февраля.

По материалам Observer