Чимабуэ (Ченни ди Пепо), «Поругание Христа» (ок. 1280). Частная коллекция
Эта небольшая работа размером всего 20,3×28,5 сантиметров была замечена аукционисткой, которую пригласили к пожилой женщине в дом, расположенный неподалёку от города Компьень в 90 километрах к северу от Парижа. Старушке было за 90, и она собиралась переехать в дом престарелых, а потому хотела оценить и распродать своё имущество. Филомена Вольф, сотрудница аукционного дома Actéon, заметила произведение, висящее над плитой на кухне. Владельцы полагали, что это — русская икона, которая выцвела с годами.
Дом уже был продан. «У меня была неделя, чтобы разобраться с содержимым и освободить его, — сказала Филомена Вольф французским СМИ. — Мне пришлось действовать быстро, иначе всё это отправилось бы на свалку».
Чимабуэ был одним из первых итальянских художников, перешедших от формального византийского стиля к более реалистичному изображению людей. Легко понять, почему «Поругание Христа» принимали за икону, ведь в работе есть «византийские черты» и она выполнена на доске из тополя с золотым покрытием.
Французское министерство культуры заявило, что «Поругание Христа» находится в хорошем состоянии и больше, чем две другие панели, демонстрирует, как Чимабуэ использовал «новый выразительный язык», особенно «видимый в гуманистическом исполнении лица Иисуса, передаче человеческих эмоций и пространства».