Ян ван Эйк, «Мужской портрет (На верную память)», 1432. Национальная галерея, Лондон
Одним из центральных экспонатов ретроспективы станет «Мужской портрет (На верную память)» — одна из самых ранних датированных работ художника. Перед зрителями в Генте она предстанет во всём своём великолепии: специально перед выставкой Национальная галерея в Лондоне, владеющая картиной, проводит её реставрацию.
«Мужской портрет» был закончен в октябре 1432 года. На нём представлен голубоглазый человек, который смотрит вперёд, держа в правой руке свиток с неразборчивым текстом. Существует множество теорий о том, кто изображён на панели, но надпись Léal Souvenir («На верную память») свидетельствует о том, что этот портрет — посмертный.
По словам заместителя директора Национальной галереи Сьюзан Фойстер, картина находится «в удивительно хорошем состоянии», однако потребовалось снять слой пожелтевшего лака, который со временем всё больше затемнял изображение. Теперь, по словам искусствоведа, поверхность «сияет цветом, как если бы художник закончил писать панель в 1432 году».
В течение этого периода всё — изобразительное искусство, театр, танец, дизайн, мода, гастрономия, музыка и даже торговля — будут окутаны атмосферой средневекового мастера и его потрясающего «Поклонения Мистическому Агнцу» (именно так официально называется Гентский алтарь).
Выставка «Ван Эйк. Оптическая революция» в Музее изобразительных искусств Гента откроется 1 февраля 2020 года и будет работать до 30 апреля.