Sign up

Выставка Леонардо да Винчи в Лувре

  7 
24 октября 2019 года, после почти десятилетней подготовки в Лувре открылась выставка «Леонардо да Винчи», приуроченная к 500-летию со смерти великого мастера. Билеты на неё невозможно приобрести в кассе музея — только на сайте, свободные почасовые слоты исчезают с пугающей скоростью, Париж штурмуют туристы, приехавшие в неуютный ноябрь исключительно ради Леонардо. Попробуем разобраться — стоит ли луврский проект таких жертв?
Один из самых незамысловатых способов рассказать о чём-либо — сравнить это с подобным, но отличающимся. По масштабу с парижской выставкой Леонардо сравнима разве что недавняя венская выставка Питера Брейгеля Старшего.
Согласитесь, ситуации схожи — оба музея обладают самыми большими коллекциями художников — пять признанных живописных Леонардо у Лувра, 12 признанных Брейгелей у Музея Истории искусств, оба имеют изрядные финансовые возможности и значительное влияние в мире, оба сделали своим проектам роскошную рекламу. А ещё оба музея не могли надеяться, что юбилейные выставки пройдут только у них, потому что, увы, Леонардо прожил во Франции лишь несколько предсмертных лет, а Брейгель в Вене и вовсе никогда не бывал.
Вена решила пойти по пути «я надену всё лучшее сразу» — и ей это удалось: в выставке участвовали две трети всех известных картин Брейгеля. Помимо живописи зрители могли насладиться брейгелевскими рисунками, гравюрами по рисункам, рентгеновскими снимками, фильмами, показывающими буквально по сантиметру несколько картин, исследованиями досок, на которых писал Брейгель, примерами материалов, которыми работал Брейгель, пошаговыми объяснениями, как писались некоторые работы и даже предметами быта, относящимися ко времени жизни мастера.

Ко всему вышеперечисленному прилагалось отвратительное освещение (гораздо более слабое, чем обычный свет в венском зале Брейгеля), плохо организованная логистика, благодаря которой было крайне сложно подойти к «ключевым» картинам, и то и дело включающаяся сигнализация, реагирующая на попытки зрителей посмотреть Брейгеля так, как необходимо смотреть Брейгеля — то есть максимально близко.

Помимо освещения, венской выставке недоставало логики — сконцентрировавшись на великом Брейгеле, организаторы решили не вспоминать о мире вокруг него, так что из влияний был упомянут лишь Босх — и то через гравюры, из последователей — едва тронут круг семьи и окружения семьи. В результате экспозиция типа «ехал Брейгель через Брейгель, видит Брейгель: Брейгель, Брейгель…» ошеломляла, но не насыщала (и вызывала огромное желание вернуться в Вену, когда это безумие закончится, и спокойно и вдумчиво посмотреть 12 венских картин).

Вероятно, у Лувра были все шансы повторить ошибки Вены, но, к счастью, его музеи-партнёры оказались слишком осторожными (или слишком жадными) и дали гораздо меньше, чем было запрошено.

Впрочем, Франция просила много.
Известно, что Лувр вёл переговоры с Галереей Уффици о предоставлении «Крещения Христа» Вероккьо (в котором юный Леонардо написал фигуру ангела), «Благовещения» и «Поклонения волхвов», но, несмотря на имевшееся соглашение, получил только оригиналы рисунков Леонардо и копии его живописных работ.

Мюнхенская Старая пинакотека также решила, что вывозить «Мадонну с гвоздикой» из страны слишком опасно для сохранности картины. Не отозвалась и Польша, с недавних пор получившая в государственную собственность «Даму с горностаем» (ранее неоднократно выезжавшую на выставки) и всё ещё продолжающая спор с её бывшими владельцами.

Лондон поделился рисунками, но оставил у себя свой вариант «Мадонны в гроте», а США — «Портрет Джиневры Бенчи».
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи
Положение несколько исправили Милан, предоставивший «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
музыканта» и рисунки из «Атлантического кодекса», Эрмитаж, согласившийся на время расстаться с «Мадонной Бенуа», Ватикан, приславший на выставку «Святого Иеронима», и Национальная галерея Пармы — ей принадлежит так называемая «Ла Скапильята» — неоконченная, но великолепная женская голова в технике гризайль
Гризайль (от франц. gris – серый) – вид монохромной живописи, появившийся в период античности и являющийся промежуточным звеном между живописью и рисунком. Чаще всего для этой техники художники используют различные оттенки серого. Ранее гризайль использовали для декорации стен, имитируя с помощью него барельефы. Подобными росписями украшены здания эпохи классицизма. Желаемый объем создавался с помощью света и тени. Со временем гризайль стала частью станковой живописи, то есть создаваемой на мольберте, а диапазон цветов значительно расширился. Сегодня этот способ получения изображения может использоваться как самостоятельный вид живописи. Читать дальше
.

Леонардо да Винчи. Голова молодой женщины с растрепанными волосами
Не получив возможности поразить зрителя количеством «чистого Леонардо», Лувр взял изобретательностью и сделал роскошную выставку-историю, рассказывающую не только о Леонардо, но и о художественном мире вокруг него.

Для понимания «как это удалось», достаточно рассказать о начале экспозиции — наброске пейзажа, сделанном Леонардо в возрасте 20 лет и целой серии набросков драпировок, среди которых лишь некоторые принадлежат да Винчи.

О том, как Леонардо лепил глиняные фигуры, драпировал их материей, пропитанной гипсом, и зарисовывал складки на лоскутах хлопковой ткани (а не на пергаменте, который дорог), мы знаем благодаря неугомонному Джорджо Вазари. А вот о том, что это была обычная часть обучения в мастерской Вероккьо и что наброски драпированных фигур там делались многими, биографы вспоминают весьма редко. Кстати, отличить, не глядя на подпись, штудии молодого Леонардо от набросков прочих учеников Вероккьо чрезвычайно сложно (если не видел их раньше).


Далее выставка ведёт вас мимо скульптуры Андреа Вероккьо, мимо подсвеченного панно с «Крещением Христа» (Лувр очень изящно обошёл отказ предоставить работы Леонардо, заменив их снимками в инфракрасном свете), мимо снимка его ранней «Мадонны с гвоздикой» (и Мадонны, написанной современником Леонардо, чтобы мы могли, не отбегая в основную экспозицию, сравнить, как в целом выглядела религиозная живопись его времени), мимо снимка «Портрета Джиневры Бенчи» и оригинальных портретов работы Ханса Мемлинга и Антонелло да Мессина (чтобы мы понимали, как выглядел портрет того времени «от лучших мастеров»).

Не приехавшее флорентийское «Благовещение» Лувр тоже заменяет снимком, но рядом показывает маленькое луврское «Благовещение», предположительно принадлежащее кисти Лоренцо ди Креди — современника и приятеля да Винчи (ранее оно приписывалось Леонардо). Вместо «Поклонения волхвов» вновь светится огромный снимок, но рядом — оригинальные рисунки с поиском композиции и рассчётом перспективы.
Вслед за Леонардо зритель переносится в Милан и видит первую «Мадонну в гроте» и подготовительные рисунки к ней. Отсутствие британского варианта можно считать благом для Лондона — даже на репродукциях видно, что сравнения с луврским оно не выдерживает. «Тайная вечеря» на выставке представлена копией одного из «леонардесков» Марко д’Оджоне и множеством великолепных зарисовок работы Больтраффио. Кроме этого, из миланского периода Лувру удалось добыть множество рисунков, в том числе и Витрувианского человека (его Венеция скоро заберёт назад, не оставив до конца выставки).
Время между Миланом и Флоренцией представлено эскизом к так и не написанному портрету Изабеллы д’Эсте, Флоренция — картоном для Марии со св. Анной и набросками к «Битве при Ангьери» (а ещё двумя копиями картона «Битвы…», выполненными до гибели этой работы Леонадо).
Второй миланский период отражает луврская «Св. Анна с Марией и Иисусом», излёт пребывания Леонардо в Италии — оригинальные наброски к «Леде» и одна из копий работы мастеской.


Работы известные, но спорные, представлены двумя вариантами «Мадонны с веретеном» (которые, кажется, никто, кроме владельцев, не приписывает Леонардо) и «леонардеском» по «Спасителю Мира» (предположительно работы д’Оджоне). Скандально известный «Спаситель», приобретённый для филиала Лувра в Абу-даби, на выставке так и не появился (по слухам из-за того, что Лувр не согласился атрибутировать картину как несомненную работу Леонардо).

Завершается экспозиция так же, как начиналась — рисунком пейзажа. Одним из рисунков с потоком и водоворотами, которые рисовал старый Леонардо во Франции — то ли размышляя о так и не сбывшихся проектах плотин и каналов, то ли о новом потопе, который смоет с земли человеческий род.
Этот идеально полный, единый рассказ прекрасен не только подробностью визуального ряда, но и его неправдоподобной доступностью. Поставленное на большинство картин и рисунков антибликовое стекло почти невидимо, отсутствие обычного на выставках «расстояния разрешимого доступа» позволяет рассматривать работы практически вплотную, не отпрыгивая из-за визга сигнализации. В нарушение негласного правила последних лет «выставочный свет всегда хуже обычного», организаторы выставили удивительно удачное освещение, не заставляющее зрителя гадать, какие же истинные краски у той или иной картины.
Пожалуй, единственными недостатками этой выставки является её многолюдность (но на выставках такого масштаба она неизбежна) и отсутствие в выставочных залах главного сокровища луврской коллекции — «Портрета Моны Лизы», который было решено оставить на прежнем месте. С другой стороны, никто не мешает посетителю, посмотревшему выставку, навестить Джоконду в её зале.

Выставка Леонардо да Винчи в Лувре продлится до 24 февраля 2020 года.

Фото в этом обзоре: Наталия Арнаут
  7 
 Comments  9
Pavel Dyatlov
, November 19 01:45 PM 0
Original   Auto-Translated
Холодная, мертвая красота. Светлая. Сфумато, конечно. Но, какая то не живая. Посмотрите на руку и особенно указательный палец. Вторая фаланга, несколько искусственная и парализованная. Как будто, Леонардо копировал, или рисовал с натуры, труп юноши. Моменто Море!
Muzey Rubleva
, November 20 08:15 AM 0
Original   Auto-Translated
Со «Спасителем мира» и так всё ясно не только Лувру, но и большинству специалистов в данной области. Жаль только, что устроители не ведают про сенсационный доклад о Леонардо на Первом международном Петербургском историческом форуме: http://ruskline.ru/vi…kom_forume
Oksana Sanzharova
, November 20 04:38 PM 0
Original   Auto-Translated
Я думаю, что о всех свежих находках, касающихся Леонардо, Лувр более чем в курсе - всё-таки у них самое крупное собрание его живописи. А гипотезе о чертежах Леонардо в московском кремле сто лет в обед. Мартин Кемп, считающийся одним из крупнейших специалистов по Леонардо, считает, что в Спасителе большой процент работы да Винчи. Я Кемпа не люблю, но это не отменяет того, что он хороший спец.
Muzey Rubleva
, November 21 07:11 AM 0
Original   Auto-Translated
Сенсация-то в другом, с той давней поры гипотеза стала доказанной теорией за счет новых фактов: http://ruskline.ru/vi…kom_forume
Oksana Sanzharova
, November 25 02:49 PM 0
Original   Auto-Translated
Не укладывается по времени. Ни по времени, ни по документам, ни по записям Леонардо.
Oksana Sanzharova
, November 25 03:10 PM 0
Original   Auto-Translated
Где они там в биографии лакун нашли на эту поездку. В 1499 он покидает Милан, а в в марте 1500 мастер музыкальных инструментов Лоренцо Гуснаско да Павия сообщал Изабелле в письме: «Здесь в Венеции находится Леонардо Винчи, который показал мне контурный портрет Вашей Светлости, который так хорошо выполнен согласно натуре, как это только возможно».
Muzey Rubleva
, November 21 07:11 AM 0
Original   Auto-Translated
Новые данные о Леонардо прозвучали на конференции в МГУ: http://www.hist.msu.r…%D0%B8.pdf
Nikolay Izyumov
, November 26 12:09 PM 0
Original   Auto-Translated
Ну вот совсем не могу согласиться с оценкой выставки Брейгеля. Конечно, выставка Леонардо оставляет в душе ощущение величия. Но если говорить о логистике и информативности, то выставка Брейгеля, с моей точки зрения, ни в чем не уступала выставке Леонардо. К тому же высокомерные французы, занимаясь подготовкой выставки 10 лет, как они утверждают, не удосужились подготовить каталог на английском языке, в отличие от австрийцев. Я уже не говорю о том, что в Вене даже был аудиогид на русском языке, что сильно облегчало жизнь тем русским, кто не владеет английским в совершенстве. И при мне сигнализация на Леонардо вопила как-то долго и громко, сам свидетель. Так что очень много субъективизма в статье. А вообще сейчас стоит съездить в Париж даже в большей степени на выставку Эль Греко. Вот где восторг настоящий. Такое собрание картин со всего мира, что дух захватывало. Там же в Гранд паласе шикарная выставка Лотрека. Не пропустите))
Oksana Sanzharova
, November 26 02:58 PM 0
Original   Auto-Translated
На Лотреке была, на Эль Греко не успела из-за Эр балтик (пропал билет). С тем, что французы высокомерны, согласна, у нас на Леонардо включить сигнализацию как-то никто не сумел, хотя смотрели вплотную. Я Брейгеля я съездила даже дважды, и ещё раз скажу - без выставки они его показывают гораздо лучше. (если, конечно, после выставки не решили испортить свет и остальное. Вот в субботу и проверю)
To post comments log in or sign up.