Миллионы посетителей ежегодно приходят в парижский Лувр, чтобы увидеть «Мону Лизу». Однако 77-сантиметровую картину, спрятанную за пуленепробиваемым стеклом, очень сложно разглядеть в толпе туристов, которые пытаются сделать селфи. Меры безопасности и хрупкость панели не позволили включить её в выставку-блокбастер, посвящённую 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, разместив на ее территории экспозиции. К тому же кураторы опасались, что из-за «мега-звезды» остальные экспонаты станут «практически невидимыми». Но музей нашёл креативное решение.
Совместно с компанией HTC, которая создала проект Vive Arts с использованием виртуальной реальности (VR), Лувр предлагает посетителям провести семь минут наедине с Джокондой в программе «Мона Лиза. По ту сторону стекла». HTC оборудовала специальный зал внутри выставки одиннадцатью гарнитурами Vive Cosmos, с помощью которых вы можете узнать больше о Лизе Джерардини, знаменитой модели Леонардо, а также о его художественных методах и истории картины.
«Надев гарнитуру, я впервые узнал, что „холст“ на самом деле — это деревянная панель из тополя с заделанной трещиной в верхней части, — описывает свои впечатления редактор интернет-издания Engadget Стив Дент. — После этого я увидел, как инфракрасное сканирование выявило знаменитую технику „сфумато“ да Винчи, заключающуюся в наложении красок для создания тонких градаций между светом и тенью, которые вы видите в реальности».
«Надев гарнитуру, я впервые узнал, что „холст“ на самом деле — это деревянная панель из тополя с заделанной трещиной в верхней части, — описывает свои впечатления редактор интернет-издания Engadget Стив Дент. — После этого я увидел, как инфракрасное сканирование выявило знаменитую технику „сфумато“ да Винчи, заключающуюся в наложении красок для создания тонких градаций между светом и тенью, которые вы видите в реальности».
Фрагмент видео Mona Lisa: Beyond the Glass
Последующий рассказ развенчивает миф о том, что женщина на портрете была незнатного происхождения или даже проституткой с остриженными волосами. Скорее, она спрятала волосы под вуаль, выпустив наружу несколько локонов. «Это не очень хорошо видно на картине, но инфракрасные изображения показывают всё более чётко», — пишет Стив Дент.
В виртуальной реальности также видно, что платье Моны Лизы отливает золотом, а такую ткань могли себе позволить только богатые люди — например, торговец шёлком Франческо дель Джокондо, чьей женой была Лиза Джерардини.
Самая захватывающая находка проекта «Мона Лиза. По ту сторону стекла» — это 3D-модель самой женщины. Художники виртуальной реальности использовали рентгеновские и инфракрасные снимки, а также другие данные, собранные Лувром, чтобы определить, как, вероятнее всего выглядели её лицо и тело. Они изучали перспективу на картине, чтобы определить длину её носа и другие детали, а также тщательно воссоздали одеяния, чтобы складки ложились реалистично при движении фигуры.
В виртуальной реальности также видно, что платье Моны Лизы отливает золотом, а такую ткань могли себе позволить только богатые люди — например, торговец шёлком Франческо дель Джокондо, чьей женой была Лиза Джерардини.
Самая захватывающая находка проекта «Мона Лиза. По ту сторону стекла» — это 3D-модель самой женщины. Художники виртуальной реальности использовали рентгеновские и инфракрасные снимки, а также другие данные, собранные Лувром, чтобы определить, как, вероятнее всего выглядели её лицо и тело. Они изучали перспективу на картине, чтобы определить длину её носа и другие детали, а также тщательно воссоздали одеяния, чтобы складки ложились реалистично при движении фигуры.
Команда проектировщиков также попыталась воссоздать пейзаж
позади героини. Сначала её удалили с фона, затем попытались угадать, как будет выглядеть фрагмент у неё за спиной. «Ландшафт на „Моне Лизе“ никогда не был реальным, — сказал арт-директор парижской VR-студии Emissive Эммануал Горинштейн. — Скорее всего, это порождение воображения да Винчи и его знаний географии региона. Это часть магии, которая делает картину такой загадочной».
Под конец разработчики поместили 3D-версию Моны Лизы перед воссозданным фоном и дали возможность зрителям рассмотреть её со всех сторон, как если бы они находились на реальной роскошной лоджии на месте художника. Вы можете даже воспарить над пейзажем на одном из великолепных, но непрактичных летательных аппаратов Леонардо.
Под конец разработчики поместили 3D-версию Моны Лизы перед воссозданным фоном и дали возможность зрителям рассмотреть её со всех сторон, как если бы они находились на реальной роскошной лоджии на месте художника. Вы можете даже воспарить над пейзажем на одном из великолепных, но непрактичных летательных аппаратов Леонардо.
Может показаться, что работа с виртуальной реальностью — это пустая забава, но на самом деле это часть серьезных усилий Лувра по поиску новых путей охвата широкой публики. Многие музеи прибегают к VR-проектам, чтобы увеличить число посетителей, но Лувру — самому посещаемому музею в мире с более чем десятью миллионами визитёров в год — это вряд ли нужно.
«Речь идёт не о цифрах, — говорит Доминик де Фон-Рё, директор департамента интерпретации и культурного программирования Лувра. — Цифры хороши, но какой смысл заполучить 15 миллионов человек, если их невозможно вместить? Это чепуха». По её словам, настало время привлечь к художественным шедеврам тех, кто не может физически прийти в музей, и выставка к 500-летию со дня смерти Леонардо — лучший повод для начала проекта.
«Речь идёт не о цифрах, — говорит Доминик де Фон-Рё, директор департамента интерпретации и культурного программирования Лувра. — Цифры хороши, но какой смысл заполучить 15 миллионов человек, если их невозможно вместить? Это чепуха». По её словам, настало время привлечь к художественным шедеврам тех, кто не может физически прийти в музей, и выставка к 500-летию со дня смерти Леонардо — лучший повод для начала проекта.
Тайная вечеря
1498, 460×880 см
Первоначально планировалось создать виртуальную реальность для «Тайной вечери» Леонардо, поскольку фреска
находится на стене миланского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, и её невозможно было привезти принести на выставку. Но в конечном итоге Лувр решил сделать первый шаг с «Моной Лизой». Ведь получить данные, необходимые для создания VR-проекций, о работе, которая не входит в коллекцию музея, очень сложно. А «Тайная вечеря» представлена в экспозиции в виде интересной копии ученика Леонардо Марко Д’Оджионо.
Выставка «Леонардо да Винчи» в парижском Лувре продлится до 24 января 2020 года.
Выставка «Леонардо да Винчи» в парижском Лувре продлится до 24 января 2020 года.
По материалам artnet. News и Engadget