Sign up

Василий Поленов: главная выставка осени в Третьяковской галерее

  8 
В Третьяковской галерее ажиотаж: билеты на выставку «Василий Поленов» раскупаются на недели вперед, у касс — живая очередь. Определенно, музей опять «попал в яблочко» и представил зрителям выставку-хит, посвященную 175-летию со дня рождения великого русского живописца. В экспозиции — более 150 произведений художника из 14 музеев и 4 частных собраний.
Представлены пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, историческая живопись, картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты. Около 80 работ художника прибыли из тульского музея-заповедника Поленова, среди которых известные картины «Золотая осень» и «Осень в Абрамцеве». Впервые московская публика увидит монументальное полотно «Христос и грешница», предоставленное Государственным Русским музеем. В течение дня для посетителей организованы просмотры светового театра-диорамы «Путешествие вокруг света», созданного Василием Поленовым в 1890-х годах.


Выдающийся художник, педагог, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, Василий Поленов первым в русском искусстве представил пленэрный этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
как самостоятельное произведение. Как говорил сам мастер, «…мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

Представляем вам сегодня истории создания нескольких знаковых работ замечательного живописца, который не ограничивался единственным направлением в своем творчестве, ценил индивидуальные таланты своих учеников и сумел создать вокруг себя атмосферу творческого диалога. Все произведения представлены на выставке в Новой Третьяковке.

"Московский дворик"

Картина «Московский дворик» впервые была представлена на суд публики на в 1879 году на VII передвижной выставке, вместе с работами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Натурой послужил один из двориков Арбата, рядом с Трубниковским переулком; на заднем плане — церковь Спаса на Песках. Этот вид запал художнику в душу, когда он, после переезда из Санкт-Петербурга в Москву, ходил в поисках съемного жилья. Как писал впоследствии сам Поленов, «…я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Картина имела большой успех на выставке и была куплена Павлом Третьяковым для своего собрания. Живописная пластика пейзажных произведений Поленова моментально получила отклик среди молодых художников, многие из которых впоследствии стали его учениками.

"Бабушкин сад"

Трудно поверить, но картина «Бабушкин сад» также была написана Поленовым, что называется, «не выходя из дома» на углу Трубниковского и Дурновского переулков. Здесь изображен сад усадьбы, которая на картине «Московский дворик» расположена слева и видна лишь частично. Ностальгические нотки сюжета картины изящно и тонко переданы художником. Типичный дворянский особняк в стиле классицизма, какие во множестве строили в Москве после опустошительного пожара 1812 года, уже успел обветшать. Заросший зеленью, некогда ухоженный сад — не потерявший, впрочем, своего очарования — прекрасно оттеняет образы героинь картины, являя зрителю замечательный «пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
настроения», встречи старого и нового.

"Христос и грешница"

Ни к одной из картин Поленов не готовился так долго, как к «Христу и грешнице». Он задумал её еще студентом, а осуществил, когда ему перевалило за 40. Для наиболее реалистичной передачи природы, одежды, лиц и фигур Поленов специально ездил в Италию и на Ближний Восток. История, которую взял для изображения художник, рассказана в Евангелии от Иоанна. Иисус учил в Иерусалимском храме. На картине ему внимают люди, сидящие кружком. А в это время разъярённая толпа под предводительством фарисея (он в белых одеждах и активно жестикулирует) и саддукея (рыжебородого и ехидного) привела к Христу на суд женщину, которую застала за прелюбодеянием. Толпа кричит, что, по закону Моисея, таких побивали камнями, и требует от Иисуса ответа, как поступить с женщиной. Христос же отвечает: «Кто без греха, первый брось в неё камень».

Сестре Вере (они с Василием были близнецами, брат изображал её на картинах «Заросший пруд» и «Бабушкин сад») не посчастливилось увидеть «Христа и грешницу»: она умерла от болезни лёгких в 37 лет. Но, по семейной легенде, перед смертью Вера взяла с Василия обещание, что он обязательно закончит давно задуманную «картину о Христе» — так ей будет спокойнее умереть.

Полное описание картины «Христос и грешница» — читайте здесь.



"Среди учителей"

«В евангельских сказаниях Христос есть настоящий, живой человек, или Сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности» — так описывал свою задачу Василий Поленов, когда начинал работу над Евангельским циклом. Всего цикл состоял из 65 (по другим данным — 72) картин. В картине «Среди учителей» Поленов изобразил эпизод из детства Иисуса. Возвращаясь из Иерусалима в Назарет после праздника Пасхи, родители Иисуса не нашли мальчика и подумали, что он идет с другими родственниками. Не найдя его среди других путников, родители вернулись в Иерусалим и обнаружили Иисуса в храме, среди учителей. Мальчик слушал мудрецов и задавал им вопросы; ученые мужи, в свою очередь, поражались мудрости ребенка и глубиной его знаний.

Чтобы сделать картину максимально достоверной, Поленов использовал натурщиков из еврейского квартала в Риме, сохранивших, как считал художник, национальный типаж. Работа «Среди учителей» стала одной из первых в Евангельском цикле, над которым Поленов работал с 1896 по 1909 годы.


"Воскрешение дочери Иаира"

В 1871-м году в Императорской академии художеств произошло небывалое — большую золотую медаль присудили сразу пятерым конкурсантам: Поленову, Репину, Макарову, Зеленскому и Урлаубу. Это вызвало переполох и скандал. Оказывается, великий князь Владимир Александрович, взявшийся курировать Академию, был просто не в курсе, что конкурс для того и существует, чтобы выбрать одного, лучшего. Менять своё необдуманное решение великий князь отказался наотрез, и все пятеро молодых художников получили право на заграничное пенсионерство.

Сюжет конкурсных картин основывался на известной библейской истории. Глава синагоги Иаир пришел к Иисусу и стал его умолять помочь его единственной дочери, которая умирала. В сопровождении апостолов Иисус пришел в дом Иаира, где явил чудо Господне и силой веры воскресил умершую девочку.

Несмотря на то, что большинство критиков отдали пальму предпочтения картине Репина, все же отмечалось, что поленовское решение сюжета выглядит куда как более жизненно, цветовая гамма естественна, а композиция превосходна. Репинский вариант, с Христом, только подошедшим к умершей, был более насыщенным эмоционально, тогда как Поленов, по мнению критиков, смягчил драматичность сюжета, изобразив девушку уже ожившей — когда Господне чудо уже было явлено. А здесь можно взглянуть на вариант картины, выполненной Михаилом Зеленским.

"Осень в Абрамцеве"

Картина «Осень в Абрамцеве» — одна из самых известных работ Василия Поленова, реализованная с помощью нового мастера композиционного приема. Здесь художник впервые отказывается от противопоставления переднего и заднего планов и разворачивает перед зрителем пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
, выполненный с одной точки. Ни человеческой фигуры, ни здания — только природа является настоящей героиней этой картины. Здесь — ясность и чистота красок, здесь — нетипичный для русского искусства того времени, почти импрессионистский, избыток света и воздуха.
Произведение было создано Поленовым в 1890 году, после возвращения из Парижа. В поисках красивого и удобного места для будущего дома художник часто совершал прогулки по окрестностям Москвы. Бывал он и в Абрамцево, в имении Саввы Мамонтова, куда частенько наезжали художники и интеллигенция, образовавшие Абрамцевский кружок. Здесь работали Суриков и Васнецов, Коровин и Репин. На абрамцевских пленэрах написаны многие известные картины Поленова, там он создавал декорации для спектаклей, писал для них музыку, вместе с Васнецовым и Репиным разработал проект и оформление знаменитой абрамцевской церкви — «сказочного» Храма Спаса Нерукотворного. Поленов не сразу понял, а потом еще долго не мог поверить, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наташа Якунчикова. Она была на 14 лет моложе художника, вышивала по его эскизам церковные хоругви и любила Поленова горячо и молча. Когда взлелеянное детище всех обитателей Абрамцево — церковь — была достроена, первыми в ней повенчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов.

"Ранний снег"

Поиски места для нового дома увенчались успехом — в 1890 году Василий Поленов на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», купил в Тульской губернии небольшое имение Бёхово. Здесь было все, как он хотел — высокий берег Оки, сосновый бор… Усадьбу так и назвали — Борок. Конечно же, Поленов сам спроектировал свой новый дом, где была прекрасная мастерская: «…окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится» — писал художник. Строительство закончилось в 1904 году; дом получил название Аббатство.

«Ранний снег» был написан год спустя после приобретения Борка. Снег в тот год выпал рано, в сентябре, и окружающие пространства выглядели до того необычно, что художник сразу взялся за кисти. Безлюдные просторы запорошенных берегов Оки наполнены морозным воздухом, потрясающе красивы контрасты холодного снега и теплых оттенков листвы. Поленов создал 8 авторских копий этой картины, которые разъехались по всему миру.

Диорама "Путешествие вокруг света"

Последние годы жизни Поленов почти все свое время проводил дома, в усадьбе Борок. Здесь он много занимался не только живописью, но и обучением крестьянских детей. В окрестных деревнях он выстроил две школы, и именно в общении с учениками пришла к художнику идея — создать световой театр, спроектированный по принципу диорамы.

«Картина меняется в зависимости от направления света спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, комнаты, улицы. Дневное освещение можно сделать переходящим в ночное медленно или мгновенно, выходит что-то вроде волшебства. Содержание картин очень разнообразно. В моей диораме оно состоит из путешествий вокруг света, начиная с реки Оки… Я сделал это для детей, которые все время восклицают от восторга и удивляются, но, оказывается, и взрослые восхищаются» — писал художник. Показывая детям картины, Поленов рассказывал интересные сюжеты, а в перерывах между сеансами играл на ручном органчике «Селестина».

Василий Поленов, диорама «Венеция»

  • Эффект дня
  • Эффект ночи
Поленовская диорама состоит из листов ватманской бумаги, каждый из которых находится между 2-х стекол. Ватман расписывался акварелью с обеих сторон и дополнялся прорезями и аппликацией. Идея очень увлекла Поленова — за два года он создал 65 изображений.

Специально для выставки в Новой Третьяковке Музей-заповедник Василия Поленова предоставил точную копию этой световой постановки. Включенные в ее состав картины написаны с оригиналов художником Антоном Чубаковым.
Так, сегодня у посетителей выставки тоже есть возможность увидеть световой театр и отправиться в волшебное кругосветное путешествие. Просмотр «Диорамы» входит в стоимость входного билета на выставку, а чтобы наверняка увидеть представление, уточните расписание сеансов здесь.
Фото: Юлия Захарова. Источник.
В заключение отметим, что на выставке Василия Поленова случился казус: в разделе «В. Д. Поленов в кругу учеников» посетителями была обнаружена картина ученика Поленова, Александра Головина, которая прежде находилась в экспозиции Национального музея Чеченской Республики в Грозном. Картину «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Е. Татевосяна в бедуинской повязке» сразу же сняли с выставки. Сложность атрибуции заключалась в том, что архивы грозненского музея сгорели во время военных действий и документов по этой картине нет — равно как нет и инвентарных номеров на самой картине. Тем не менее, по данным Третьяковской галереи, настоящий владелец картины письменно подтвердил свое желание передать картину музею в Чечне. И вот 30 октября 2019 стало известно, что картина Головина заняла свое место в экспозиции Национального музея Чечни.
Работу Василия Поленова «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Е. Татевосяна в бедуинской повязке» возвращают в экспозицию Национального музея Чечни. Источник фото.

Выставка «Василий Поленов» проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу и будет работать до 16 февраля 2020 года

Титульная иллюстрация: Василий Поленов, «Золотая осень». Материал подготовлен по материалам пресс-релизов Третьяковской галереи и собственных публикаций Артхива.
  8 
 Comments  2
Aleksandr Kovalchuk
, November 7 06:25 AM 2
Original   Auto-Translated
Ажиотаж - это сильно сказано, были в среду около 13 час - очередь человек 20... это 15 минут максимум
Pavel Dyatlov
, November 8 03:05 AM 1
Original   Auto-Translated
Актуальный комментарий! Думал сходить или нет. Терпеть ненавижу многолюдные выставки. Искусство не терпит суеты. Это процесс интимный.
To post comments log in or sign up.