Недавно обнаруженная библейская сцена Рембрандта впервые будет показана в Великобритании в рамках крупнейшей в истории выставки, посвящённой его ранним годам. Музей Ашмола в Оксфорде объявил, что одолжит у частного коллекционера картину «Пустите детей приходить ко мне», которая в 2014 году была продана на аукционе в Германии как произведение неизвестного живописца «из круга Рембрандта».
Первоначально аукционный дом Lempertz оценил полотно в скромные 15−18 тысяч евро, но окончательная сумма составила 1,5 миллиона. Покупателем стал голландский арт-дилер Ян Сикс — потомок и полный тёзка близкого друга художника. Эксперт был убеждён, что приобретает подлинник Рембрандта, во многом благодаря тому, что живописец поместил в композицию и самого себя.
Пустите детей приходить ко мне
1620-е
, 103.5×8.6 см
Молодой человек, изображённый в верхней правой части картины нахально возвышающимся над остальными персонажами, включая Христа, — это автопортрет
, знакомый искусствоведам по ряду офортов и исторических картин Рембрандта. Помимо этого среди людей, окружающих Иисуса, есть пожилая женщина, очень похожая на мать художника.
Фрагменты картины «Пустите детей приходить ко мне», которые навели Яна Сикса на мысль об авторе. Слева — предполагаемый автопортрет
юного Рембрандта, справа — портрет
его матери (в центре)
Теперь полотно, надлежаще приписанное Рембрандту, будет показано в Ашмоле в следующем году на выставке, посвящённой первому десятилетию карьеры художника — 1624−1634 годам. Из этого периода стремительного взлёта мастера будут представлены 34 картины его авторства, 10 работ его наиболее выдающихся современников, а также около 90 рисунков и гравюр.
Сокуратор показа Кристофер Браун говорит, что первые 10 лет — ключевые для понимания карьеры Рембрандта в целом. «В его ранних картинах, гравюрах и рисунках мы находим молодого художника, ищущего собственный стиль, борющегося с техническими трудностями и совершающего ошибки. Но его успехи замечательны, и работы на этой выставке демонстрируют поразительное развитие из года в год», — сказал эксперт.
Сокуратор показа Кристофер Браун говорит, что первые 10 лет — ключевые для понимания карьеры Рембрандта в целом. «В его ранних картинах, гравюрах и рисунках мы находим молодого художника, ищущего собственный стиль, борющегося с техническими трудностями и совершающего ошибки. Но его успехи замечательны, и работы на этой выставке демонстрируют поразительное развитие из года в год», — сказал эксперт.
Экспозиция будет включать самую раннюю из известных работ Рембрандта, «Торговца очками» (1624−25), которая относится к серии «Пять чувств». «[Эта картина] сырая, неуклюжая и чрезвычайно пёстрая, показывает художника, осваивающего материалы и способы выражения», — пишет газета The Guardian. Но как получилось так, спрашивают кураторы, что всего шесть лет спустя Рембрандт создал признанный шедевр «Пророк Иеремия оплакивает разрушение Иерусалима»?
Выставка Рембрандта станет частью программы музея Ашмола на следующий год. Она также будет включать мероприятия, посвящённые Токио и 400-летию японского искусства, фотографии и дизайна, которые совпадают с Олимпийскими играми 2020 года.
Показ «Молодой Рембрандт» в музее Ашмола начнётся 27 февраля 2020 года и завершится 7 июня.
Показ «Молодой Рембрандт» в музее Ашмола начнётся 27 февраля 2020 года и завершится 7 июня.
По материалам газеты The Guardian и ряда других источников