Масштабная картина «Тайная вечеря», написанная монахиней Плавтиллой Нелли — первой упоминаемой художницей эпохи Возрождения — выставлена на всеобщее обозрение. Этому предшествовали четыре года реставрации, которую практически полностью проводили женщины. Мощная тема и мастерство, с которым выполнена работа, выделяют её в художественно-историческом каноне, где доминируют мужчины.
«Тайная вечеря» сестры Плавтиллы Нелли томилась в хранилище около 450 лет, пока четыре года назад её не извлекли на свет члены организации «Продвижение женщин-художников» (Advancing Women Artists, AWA). Их усилиями была проведена реставрация, деньги на которую собирали за счёт пожертвований. Теперь картина шириной в 6,4 метра и высотой в 1,8 метра получила постоянную «прописку» в трапезной базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Она висит напротив «Тайной вечери» Алессандро Аллори, современника Нелли.
Плавтиллу Нелли многие считают символом всех художниц, чьи имена канули в Лету. В её эпоху женщинам было запрещено изучать анатомию человека и писать обнажённое мужское тело. Если кто-то из них решался посвятить себя живописи, их творчество чаще всего обесценивалось и забывалось.
Плавтиллу Нелли многие считают символом всех художниц, чьи имена канули в Лету. В её эпоху женщинам было запрещено изучать анатомию человека и писать обнажённое мужское тело. Если кто-то из них решался посвятить себя живописи, их творчество чаще всего обесценивалось и забывалось.
Тайная вечеря
1560-е
, 180×640 см
Организация AWA сыграла ключевую роль в переоткрытии Нелли и восстановлении её работ. Фонд делает попытки найти и вернуть к жизни произведения других женщин-живописцев, однако монахиня остаётся бесспорной «звездой». «Никто никогда не станет ближе к художнику, чем реставратор», — говорит главный консерватор проекта Росселла Лари. Весь процесс был инициирован и проведён женщинами, которые доминируют на реставрационной сцене во Флоренции.
«Мы восстановили холст и, в то же время, заново открыли историю Нелли и её личность». ОБ этом судят по живописной манере художницы. «У неё были сильные мазки, и она густо клала краску, — говорит Лари. — Плавтилла знала, чего хочет, и у неё было достаточно сил, чтобы достичь этого».
«Мы восстановили холст и, в то же время, заново открыли историю Нелли и её личность». ОБ этом судят по живописной манере художницы. «У неё были сильные мазки, и она густо клала краску, — говорит Лари. — Плавтилла знала, чего хочет, и у неё было достаточно сил, чтобы достичь этого».
Пулисена Маргарита Нелли родилась в 1524 году во флорентийской семье преуспевающего торговца тканями. Постриг она приняла в возрасте четырнадцати лет под именем сестры Плавтиллы в монастыре Святой Екатерины Сиенской. Впоследствии она трижды становилась аббатисой этой обители Ордена доминиканцев. Монахиня-художница пользовалась уважением и благосклонностью многих покровителей и патронесс, для которых создавала как масштабные картины, так и миниатюры.
Историк эпохи Возрождения Джорджио Вазари в XVI веке написал в своей знаменитой книге «Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих», что работы Нелли были во всех «благородных домах Флоренции».
Историк эпохи Возрождения Джорджио Вазари в XVI веке написал в своей знаменитой книге «Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих», что работы Нелли были во всех «благородных домах Флоренции».
Нелли работала над масштабными «мужскими» темами, что было редкостью для художниц эпохи Возрождения. Всего десять лет назад в мире было известно лишь три произведения «монахини с кистью», теперь же ей и её женской мастерской приписывается почти два десятка. «Тайную вечерю» Плавтилла Нелли создала на пике карьеры, когда писала масштабные работы. Кредо своей жизни она, кажется, сформулировала в двух словах, которые поставила рядом с подписью на обратной стороне картины: «Молитесь о художнице».
По материалам artnet. News