Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Всегда считалось,что Эдгар Дега создал свои ошеломляющие картины танцоров,работая за кулисами и в репетиционных залах Парижской оперы. Но,как и балеты сами по себе,оказалось,что его закулисные шедевры были блестящей иллюзией. «Все его сцены в Опере — это фантасмагория», — сказал Анри Лойретт,бывший глава Лувра и музея Орсе в Париже.
Новая масштабная выставка«Дега в Опере» в музее Орсе показывает,что Дега вряд ли когда-либо делал зарисовки в театре,не говоря уже о кулисах. Несмотря на то,что«художник балерин» в течение почти сорока лет«пил гламур и грязь» Парижской оперы и её балета,этот социально неуклюжий интроверт оставался в основном в тени. Именно оттуда он наблюдал за танцовщицами и их хищными«покровителями», а также за матерями,которые часто сводили своих дочерей с богатыми и влиятельными мужчинами,говорит Лойретт.
На самом деле эксперты не смогли найти никаких доказательств того,что у Дега было право на проход за кулисы до позднего периода жизни. Вместо этого он создал«собственную Оперу… через фильтр памяти и воображения» в своей студии,нанимая танцовщиц оперы — её «маленьких крыс», как их называли, — в качестве моделей. Об этом Анри Лойретт рассказал агентству AFP.
«Его гениальность заключалась в том,что он создавал впечатление,будто вы находитесь там и наблюдаете за реальной жизнью», — подчеркнул главный куратор выставки«Дега в Опере». И добавил: «Вещи,которые кажутся более правдоподобными,чем реальные,были полностью придуманы,сконструированы из моментов,которые Дега увидел из своей ложи или места в первом ряду».
Дега сам признался в письме другу: «Я провёл столько этих танцевальных исследований,даже не видя их,что мне немного стыдно».
«Даже если он не побывал в этих местах,он создал реальность,которая кажется настолько правдивой,что она становится реальностью», — говорит сокуратор выставки Кимберли Джонс из Национальной галереи искусств в Вашингтоне,куда показ переедет в марте следующего года.
Выступление балерины Парижской оперы Виктории Анкетиль на открытии выставки«Дега в Опере» в музее Орсе в Париже 9 октября 2019 года. Фото: Martin BUREAU / AFP
Хотя его коллеги-импрессионисты писали с натуры,Дега презирал их попытки передать реальность. «Мы видим то,что хотим видеть, — писал художник. — Это фальшивка,и эта фальшивка — искусство».
И все же его правдивые изображения танцоров и их страданий ради искусства стали причиной скандала в своё время.
Его сверхреалистичная скульптура«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», для которой позировала Мари ван Гётем(вероятно,попавшая со сцены прямо в бордель), была раскритикована как«ужасно уродливая […] и отмеченная ненавистным обещанием каждого порока».
По словам Кимберли Джонс,по работе Дега можно сделать вывод,что он уважал пот и жертву танцовщиц. В то время как другие богатые люди пытались использовать их в качестве сексуальных игрушек,Дега«был джентльменом,никогда не был грубым и оскорбительным. Он не щипал их за ягодицы,все [отношения] были очень профессиональными».
Если они на что-то и жаловались,то лишь на долгие часы,которые им приходилось проводить перед мольбертом или блокнотом,чтобы художник мог увековечить каждый жест и позу их измученных тел.
Сокуратор Марин Кисиэль считает,что репутацию женоненавистника,которая зачастую преследовала Дега,он сам же и культивировал,чтобы«его оставили в покое». На самом же деле,хорошо известно,что он долгое время поддерживал отношения с художницами вроде Мэри Кассат и Берты Моризо и даже защищал их,«чего нельзя сказать о большинстве его современников», — подчеркнула эксперт.
«Изображения танцовщиц,сделанные Дега,демонстрируют его нестандартное отношение к женскому телу и к их жизни. Он вытаскивает наружу их внутренних хищников и разоблачает ловушки,в которых оказались многие», — сказала Марин Кисиэль.
Кимберли Джонс считает,что сегодня Дега можно назвать«асексуалом или демисексуалом». «Я не думаю,что секс был важен для него. Он вложил всю свою страсть в искусство. Он был тяжёлым человеком,и мог быть жестоким. Но он был не столько женоненавистником,сколько мизантропом», — добавила она.
По словам искусствоведа,у Дега были близкие отношения с женщинами,многие входили в число его друзей,но «в этом не было никакой физической составляющей».
Посвятив значительную часть своей жизни Парижской опере,Дега,похоже,навсегда покинул её в 1892 году. Хотя ему никогда не нравилось позолоченное здание и интерьеры Оперá Гарнье в стиле Прекрасной эпохи,причиной ухода стала опера Вагнера«Буря и натиск». «Художник был довольно патриотичен,а Вагнер нелестно отзывался о Франции во время франко-прусской войны 1870 года,которую выиграла Германия», — рассказывает Анри Лойретт.
Но опера оставалась ведущей темой у Дега даже когда он начал терять зрение,«и оставалась в его творчестве до конца». «Опера была для Дега была тем же,чем остров Таити был для Гогена», — заключил искусствовед.