Поль Гоген, «Предки Техаманы» (1893). Институт искусств, Чикаго
Элизабет Чайлдс, профессор Вашингтонского университета в Сент-Луисе и соавтор каталога для Национальной галереи, полагает, что Техамана была «создана художником из многих женщин, которых он случайно встречал на тихоокеанских островах».
Имя «Техамана» (иногда пишется как «Техаамана» или «Техура») вписано в одну из лучших таитянских картин Гогена — «Предки Техаманы» (1893), которая сейчас находится в Институте искусств в Чикаго. Это полотно стало «лицом» выставки в Национальной галерее (ранее экспозиция демонстрировалась в Оттаве).
Ряд специалистов по творчеству Гогена полагают, что Техамана также изображена в картинах «Женщина с манго» (Музей искусств Балтимора) и «Дух мёртвых не дремлет» (Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало), а также в скульптуре «Техура» (Музей Орсе, Париж). Гоген пишет о девушке в своей наполовину вымышленной автобиографии «Ноа Ноа», где называет её Техурой. Описывая девочку как «ребёнка лет тринадцати», художник рассказывает, как женился на ней по таитянскому обряду в конце 1891 года и как она жила с ним как жена. А когда Гоген решил вернуться во Францию в 1893 году, Техура плакала на пристани, её ноги болтались в воде: «Цветок, который она утром заложила за ухо, упал на колено».
Поль Гоген, «Женщина с манго» (1892). Балтиморский художественный музей
Чайлдс также задаётся вопросом, на самом ли деле Гоген какое-то время жил с любовницей и моделью по имени Техамана. Она предполагает, что полотно «Предки Техаманы» на самом деле воплотило ностальгическую попытку художника стать причастным к таитянской культуре, которая исчезала после французского колониального присутствия.
Техамана вполне могла быть сочетанием женщин, с которыми встречался Гоген и затем воплотил их в фигуру идеальной полинезийской партнёрши. Что касается других картин, на которых некоторые специалисты видят изображение Техаманы, то, как утверждает Чайлдс, их, скорее, стоит рассматривать как «отражение его самоисследования и художественного процесса, нежели как прямые записи о личных встречах с конкретной женщиной».
Что касается других картин с Техаманой, то Чайлдс считает, что они либо изображают других женщин, либо являются плодом фантазии художника.
Мораль века
Хотя вполне вероятно, что в жизни Гогена в период его пребывания на Таити был кто-то по имени Техамана, характер его отношений с ней и их длительность — одна ночь или 18 месяцев — остаются туманными. Даниэльсону во время его исследований говорили, что пока художник находился на острове, у Техаманы были другие любовники. Гоген никогда не упоминал её в переписке во время своего первого пребывания на Таити, и хотя в одном письме он упоминает, что «скоро снова станет отцом в Океании», неясно, относится ли это к девушке и родился ли ребёнок на самом деле.Чайлдс утверждает, что даже если Техамана и пришла на причал, когда Гоген отплывал во Францию, художник «переживал её потерю как своей музы гораздо больше, чем она скучала по нему». Вскоре после его отъезда девушка вновь вышла замуж и оставалась со вторым супругом вплоть до своей смерти в 1918 году.
Выставка «Портреты Гогена» в Национальной галерее в Лондоне продлится до 26 января 2020 года.