войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Таитянская любовница Гогена может быть скорее фантазией, чем реальностью

Техамана, молодая таитянская возлюбленная Поля Гогена, возможно, была своего рода фантазией. Такое предположение высказано в каталоге выставки «Портреты Гогена», которая открылась в лондонской Национальной галерее 7 октября.
Таитянская любовница Гогена может быть скорее фантазией, чем реальностью
Многие специалисты до сих пор считали, что Техамана — это реальная девочка, увековеченная на некоторых лучших полинезийских работах художника. Согласно распространённой версии, она жила с ним в течение 18 месяцев, став его любовницей и моделью в 13 лет, когда самому Гогену было 43 года. Это заставляет многих считать живописца педофилом — и рассматривать его таитянские картины не как поэтические размышления о потере невинности и мифической чистоты, а как раздражающий пример привилегий мужчин-колониалистов.
Поль Гоген, «Предки Техаманы» (1893). Институт искусств, Чикаго

Элизабет Чайлдс, профессор Вашингто

Поль Гоген, «Предки Техаманы» (1893). Институт искусств, Чикаго

Элизабет Чайлдс, профессор Вашингтонского университета в Сент-Луисе и соавтор каталога для Национальной галереи, полагает, что Техамана была «создана художником из многих женщин, которых он случайно встречал на тихоокеанских островах».

Имя «Техамана» (иногда пишется как «Техаамана» или «Техура») вписано в одну из лучших таитянских картин Гогена — «Предки Техаманы» (1893), которая сейчас находится в Институте искусств в Чикаго. Это полотно стало «лицом» выставки в Национальной галерее (ранее экспозиция демонстрировалась в Оттаве).

Ряд специалистов по творчеству Гогена полагают, что Техамана также изображена в картинах «Женщина с манго» (Музей искусств Балтимора) и «Дух мёртвых не дремлет» (Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало), а также в скульптуре «Техура» (Музей Орсе, Париж). Гоген пишет о девушке в своей наполовину вымышленной автобиографии «Ноа Ноа», где называет её Техурой. Описывая девочку как «ребёнка лет тринадцати», художник рассказывает, как женился на ней по таитянскому обряду в конце 1891 года и как она жила с ним как жена. А когда Гоген решил вернуться во Францию в 1893 году, Техура плакала на пристани, её ноги болтались в воде: «Цветок, который она утром заложила за ухо, упал на колено».

Широко распространено мнение, что Техамана была реальной девочкой. Это, казалось бы, подтверждено исследованиями шведского антрополога Бента Даниэльсона в 1950-х годах. Учёный, хоть и предоставив скудные доказательства, определил её как девушку, которая родилась на острове Хуахине и умерла на Таити во время эпидемии испанского гриппа 9 декабря 1918 года. Однако в другом эссе из каталога для Национальной галереи эксперт Линда Годдар из школы истории искусств при университете Сент-Эндрюс в Шотландии описывает выводы Даниэльсона как «дразнящие намеки, а не убедительные доказательства её личности».
Поль Гоген, «Женщина с манго» (1892). Балтиморский художественный музей

Чайлдс также задаётся вопро

Поль Гоген, «Женщина с манго» (1892). Балтиморский художественный музей

Чайлдс также задаётся вопросом, на самом ли деле Гоген какое-то время жил с любовницей и моделью по имени Техамана. Она предполагает, что полотно «Предки Техаманы» на самом деле воплотило ностальгическую попытку художника стать причастным к таитянской культуре, которая исчезала после французского колониального присутствия.

Техамана вполне могла быть сочетанием женщин, с которыми встречался Гоген и затем воплотил их в фигуру идеальной полинезийской партнёрши. Что касается других картин, на которых некоторые специалисты видят изображение Техаманы, то, как утверждает Чайлдс, их, скорее, стоит рассматривать как «отражение его самоисследования и художественного процесса, нежели как прямые записи о личных встречах с конкретной женщиной».

Это поднимает вопрос о том, следует ли рассматривать картины с Техаманой как портреты. Обычно портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
определяется как изображение человека. Чайлдс приходит к выводу, что «Предки Техаманы» — это не обычный образ, а скорее «этнопортрет» — термин, который она придумала для определения «произведений, которые представляют людей, используя моду, обстановку и / или аксессуары для локализации их культурной самобытности, как жителей тихоокеанских островов». Она полагает, что картина, вероятно, основана на образе Техаманы, но насколько она похожа девочку, остаётся неясным: на полотне она выглядит значительно старше раннего подросткового возраста.

Что касается других картин с Техаманой, то Чайлдс считает, что они либо изображают других женщин, либо являются плодом фантазии художника.
  • Поль Гоген, «Варварские рассказы» (1902). Музей Фолькванг, Эссен
  • Поль Гоген, «Автопортрет с нимбом» (1889). Музей декоративного искусства, Париж

Мораль века

Хотя вполне вероятно, что в жизни Гогена в период его пребывания на Таити был кто-то по имени Техамана, характер его отношений с ней и их длительность — одна ночь или 18 месяцев — остаются туманными. Даниэльсону во время его исследований говорили, что пока художник находился на острове, у Техаманы были другие любовники. Гоген никогда не упоминал её в переписке во время своего первого пребывания на Таити, и хотя в одном письме он упоминает, что «скоро снова станет отцом в Океании», неясно, относится ли это к девушке и родился ли ребёнок на самом деле.

Чайлдс утверждает, что даже если Техамана и пришла на причал, когда Гоген отплывал во Францию, художник «переживал её потерю как своей музы гораздо больше, чем она скучала по нему». Вскоре после его отъезда девушка вновь вышла замуж и оставалась со вторым супругом вплоть до своей смерти в 1918 году.
С нашей точки зрения брак с 13-летней девочкой кажется шокирующим, но это не было чем-то из ряда вон выходящим во время жизни Гогена на Таити. Кроме того, это был возраст сексуального согласия во Франции, которая управляла островом. А вот что у полинезийцев считалось крайне аморальным — это женитьба на двух женщинах. Несмотря на разлуку, Гоген по-прежнему был по закону женат на датчанке Мэтте-Софи Гад, которая бросила его несколькими годами ранее. Он, вероятно, никогда не говорил об этом юной Техамане.

Выставка «Портреты Гогена» в Национальной галерее в Лондоне продлится до 26 января 2020 года.

По материалам The Art Newspaper и artnet News