Недоброжелатели говорят, что самые яркие шедевры абстрактного искусства выглядят так, будто их сделала обезьяна
. Но коллекционеры сходят с ума по ним. Коллекция, которая будет представлена этой зимой в Лондоне, придаст этому выражению новый смысл.
На самом деле, смысл не совсем новый. 55 картин и рисунков принадлежат Конго — шимпанзе, который в конце 1950-х годов в течение трёх лет плодотворно создавал абстрактные произведения. Их показ в лондонской Mayor Gallery станет крупнейшей в истории персональной экспозицией художника, которого называют «Пикассо мира обезьян». (Говорят, что настоящий Пикассо якобы держал полотно Конго в своей мастерской.)
Конго за рисованием в 1957 году. Источник: artnet News
Коллекция принадлежит Десмонду Моррису, зоологу и художнику, который впервые вложил карандаш в руку Конго в 1956 году, изучая творческие привычки обезьян. Моррис, которому сейчас 91 год, изучал шимпанзе в течение трёх лет, и за это время Конго создал более 400 работ.
В это же время исследователь работал с несколькими шимпанзе, но ни один из них не показал таких же результатов, как Конго.
«Никакие другие обезьяны не контролировали создание знаков и не меняли паттерны, как он, — объясняет Моррис. — Изначально я выбрал Конго как одного из самых шумных в зоопарке и чувствовал, что его сильная личность будет хорошо реагировать на целенаправленные периоды совместной работы».
В это же время исследователь работал с несколькими шимпанзе, но ни один из них не показал таких же результатов, как Конго.
«Никакие другие обезьяны не контролировали создание знаков и не меняли паттерны, как он, — объясняет Моррис. — Изначально я выбрал Конго как одного из самых шумных в зоопарке и чувствовал, что его сильная личность будет хорошо реагировать на целенаправленные периоды совместной работы».
Конго и Десмонд Моррис в 1957 году. Источник: artnet News
То, что начиналось как небрежно намалёванные линии и пятна краски, вскоре превратилось в тщательно составленные композиции, которые демонстрировали формальную логику, хотя и не имеющую явного аналога в реальном мире. Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Ив Кляйн исследовали границы изобразительной абстракции — это же делал и трёхлетний шимпанзе.
Наблюдения Морриса были собраны в его книге «Обнажённая обезьяна . Зоологическое исследование человекообразного животного», вышедшей в 1967 году. Конго умер от туберкулёза за три года до этого в возрасте 10 лет.
Наблюдения Морриса были собраны в его книге «Обнажённая обезьяна . Зоологическое исследование человекообразного животного», вышедшей в 1967 году. Конго умер от туберкулёза за три года до этого в возрасте 10 лет.
Конго, «Восьмая художественная сессия 17 июня 1957 года». Источник: Mayor Gallery
«Теперь я предпочёл бы, чтобы картины и рисунки были показаны другим коллекционерам, которым, я надеюсь, они принесут столько же удовольствия, сколько и мне», — пояснил Моррис своё решение расстаться со своим собранием.
Тем не менее, он оставит себе одну картину — «Разделённый веер с чёрным пятном в центре». Композиция на красном фоне, созданная в 1957 году, стала первым случаем, когда Конго изменил свой классический веерный паттерн — жест, который делают обезьяны, раскладывая листья для гнезда — во имя композиции. Другими словами, это был первый раз, когда Конго принял чисто художественное решение, проявив, по оценке Морриса, примитивное желание организовать визуальные узоры.
Тем не менее, он оставит себе одну картину — «Разделённый веер с чёрным пятном в центре». Композиция на красном фоне, созданная в 1957 году, стала первым случаем, когда Конго изменил свой классический веерный паттерн — жест, который делают обезьяны, раскладывая листья для гнезда — во имя композиции. Другими словами, это был первый раз, когда Конго принял чисто художественное решение, проявив, по оценке Морриса, примитивное желание организовать визуальные узоры.
Десмонд Моррис с картиной Конго «Разделённый веер с чёрным пятном в центре». Источник: artnet News
Mayor Gallery — галерея, основанная в 1925 году Фредом Мэйором для продвижения современного искусства — не впервые демонстрирует работы приматов. Произведения имеют немалую ценность и цену: так, в 2005 году три картины Конго было проданы на аукционе Bonham’s за общую сумму в более чем 25 тысяч долларов, в 20 раз превысив предварительную оценку. Картины и рисунки, которые можно увидеть в Лондоне в декабре этого года, будут стоить 1800 — 7400 долларов США.
Выставка «Шимпанзе Конго. Рождение искусства» будет открыта для посетителей лондонской Mayor Gallery с 3 по 19 декабря 2019 года.
Выставка «Шимпанзе Конго. Рождение искусства» будет открыта для посетителей лондонской Mayor Gallery с 3 по 19 декабря 2019 года.
По материалам artnet News