войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Съедобные и благоухающие: картин Арчимбольдо в Вене стало больше - «Флоры» в гостях

Груша вместо носа, тыква в грудной клетке, шея из баклажанов и волосы-виноград… Это портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
не кисти художника-вегана, а работа уникального итальянского живописца эпохи Возрождения, второго Леонардо да Винчи и предтечи сюрреализма, Джузеппе Арчимбольдо. До 15 февраля 2015 г. в Венском Музее Истории искусств (Kunsthistorisches Museum) — не только «музейные» четыре картины автора, но и две «гостевые» работы, предоставленные из частной коллекции. За 400 лет эти работы впервые «встретились» вместе!
Съедобные и благоухающие: картин Арчимбольдо в Вене стало больше - «Флоры» в гостях
Съедобные и благоухающие: картин Арчимбольдо в Вене стало больше - «Флоры» в гостях
Незаслуженно позабытый натурфилософ, дизайнер и даже инженер — таков Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) (1527 — 1593). Его картины в эпоху Интернета в наши дни все более на виду. К сожалению, до нас дошло всего около 30 работ художника, выполненные в уникальной манере. В основном, это портреты в профиль и анфас, состоящие из овощей и фруктов, цветов, рыб, книг, музыкальных инструментов и даже элементов кухонной утвари.
Джузеппе Арчимбольдо. «Вертумн» (1590 — 1591) — художник представил императора Рудольфа II древнерим

Джузеппе Арчимбольдо. «Вертумн» (1590 — 1591) — художник представил императора Рудольфа II древнеримским богом времен года. Поэтому правитель вышел «съедобным» — «сшит» из спелых овощей, фруктов, злаков и цветов. Вместо ушей у него торчат кукурузные початки, поблескивают вишнево-ежевичные глаза, румянятся щеки-яблоки. Как ни странно, такая трактовка своего образа правителя весьма порадовала, и он не поскупился на благодарности: возвел Арчимбольдо в степень пфальцграфа (графа, управляющего дворцом). Кстати, мастер был одним из кураторов императорской Кунсткамеры.

Охота за цветочными головами

В январе этого года эти картины Арчимбольдо показали в Мадриде, а сегодня в Вене они впервые за четыре века выставлены вместе с четырьмя полотнами мастера из постоянной коллекции Венского музея истории искусств. Плюс две работы из частного собрания — заполучить их было большой удачей, признают кураторы музея. Одна из картин-гастролеров — знаменитая «Флора» (1588 г): в женский образ художник вплетает лепестки цветов, из которых рождаются пленительные черты! То и дело цветы становятся лицом, а облик растворяется в цветах.
Точнее, «Флоры» в Венском музее две, причем разные: лица отличаются очень сильно по типажам, и одна фигура даже частично «топлесс». Но обе — в цветах, «соски — бутоны», как говорили поэты. В происхождении и авторстве картин не сомневайтесь: провенанс столь отличающихся друг от друга «Флор» можно проследить вплоть до коллекции Императора Рудольфа Второго, при дворе которого работал художник.
Обратите внимание и на рамы полотен — гостей: с дизайном можно было бы и поспорить, однако заказчику в 1970 понравился вариант обрамления от дизайнера Federico Zeri.
Справка АРТХИВа: Творчество Арчимбольдо относят к маньеризму — переходному стилю в художественном искусстве между эпохой Возрождения и барокко. В возникновении этого направления виноват кризис идей, наблюдавшийся в ХVI веке. Центром маньеризма в Западной Европе становится королевский двор в Вене. Отсюда он распростерся по Франции, Голландии и Франции.

Мастер празднеств

Выходец из Италии Джузеппе Арчимбольдо, состоявший на службе при Габсбургском дворе, брался не только за кисть и создание декораций к театрализованным постановкам, но и занимался проектированием… гидравлических машин. Именно поэтому его часто сравнивают с другим прославленным итальянцем, Леонардо да Винчи. И не зря Арчимбольдо в далекую эпоху прозвали «мастером празднеств»: кроме устройства придворных шоу, он еще изобретал музыкальные инструменты — «перспективную лютню» и «цветовой клавикорд» (звуки соответствовали определенному цвету). Получается, что именно он он изобрел… первую «светомузыку»!


Нужно отметить, что при жизни Арчимбольдо завоевал бешеную популярность, его стилю подражали современники, называвшиеся «арчимбольдесками», а работами восхищались члены имперской семьи. Более того, в этих картинах находят зачатки сюрреализма. Однако спустя годы после смерти имя художника кануло в Лету. В Венском музее истории искусств ситуацию решили исправить, постоянно привлекая внимание к необычным, удивительным сокровищам — картинам работы этого мастера.

Яна Сасина

Съедобные и благоухающие: картин Арчимбольдо в Вене стало больше - «Флоры» в гостях

Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum или KHM) существует с 1891 г. и является одним из известнейших галерей австрийской столицы. В его постоянной коллекции наряду с картинами других представителей маньеризма собраны картины Джузеппе Арчимбольдо из серии «Времена года» — «Лето» и «Зима» (1563), а также «Огонь» и «Вода» (1566).

ЧТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Золотые хиты Венской осени: на выставках — Арчимбольдо, Климт, Миро, Моне, Веласкес, Тулуз-Лотрек»