Джузеппе Арчимбольдо. «Вертумн» (1590 — 1591) — художник представил императора Рудольфа II древнеримским богом времен года. Поэтому правитель вышел «съедобным» — «сшит» из спелых овощей, фруктов, злаков и цветов. Вместо ушей у него торчат кукурузные початки, поблескивают вишнево-ежевичные глаза, румянятся щеки-яблоки. Как ни странно, такая трактовка своего образа правителя весьма порадовала, и он не поскупился на благодарности: возвел Арчимбольдо в степень пфальцграфа (графа, управляющего дворцом). Кстати, мастер был одним из кураторов императорской Кунсткамеры.
Охота за цветочными головами
В январе этого года эти картины Арчимбольдо показали в Мадриде, а сегодня в Вене они впервые за четыре века выставлены вместе с четырьмя полотнами мастера из постоянной коллекции Венского музея истории искусств. Плюс две работы из частного собрания — заполучить их было большой удачей, признают кураторы музея. Одна из картин-гастролеров — знаменитая «Флора» (1588 г): в женский образ художник вплетает лепестки цветов, из которых рождаются пленительные черты! То и дело цветы становятся лицом, а облик растворяется в цветах.Точнее, «Флоры» в Венском музее две, причем разные: лица отличаются очень сильно по типажам, и одна фигура даже частично «топлесс». Но обе — в цветах, «соски — бутоны», как говорили поэты. В происхождении и авторстве картин не сомневайтесь: провенанс столь отличающихся друг от друга «Флор» можно проследить вплоть до коллекции Императора Рудольфа Второго, при дворе которого работал художник.
Обратите внимание и на рамы полотен — гостей: с дизайном можно было бы и поспорить, однако заказчику в 1970 понравился вариант обрамления от дизайнера Federico Zeri.
Мастер празднеств
Выходец из Италии Джузеппе Арчимбольдо, состоявший на службе при Габсбургском дворе, брался не только за кисть и создание декораций к театрализованным постановкам, но и занимался проектированием… гидравлических машин. Именно поэтому его часто сравнивают с другим прославленным итальянцем, Леонардо да Винчи. И не зря Арчимбольдо в далекую эпоху прозвали «мастером празднеств»: кроме устройства придворных шоу, он еще изобретал музыкальные инструменты — «перспективную лютню» и «цветовой клавикорд» (звуки соответствовали определенному цвету). Получается, что именно он он изобрел… первую «светомузыку»!Нужно отметить, что при жизни Арчимбольдо завоевал бешеную популярность, его стилю подражали современники, называвшиеся «арчимбольдесками», а работами восхищались члены имперской семьи. Более того, в этих картинах находят зачатки сюрреализма. Однако спустя годы после смерти имя художника кануло в Лету. В Венском музее истории искусств ситуацию решили исправить, постоянно привлекая внимание к необычным, удивительным сокровищам — картинам работы этого мастера.
Яна Сасина
Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum или KHM) существует с 1891 г. и является одним из известнейших галерей австрийской столицы. В его постоянной коллекции наряду с картинами других представителей маньеризма собраны картины Джузеппе Арчимбольдо из серии «Времена года» — «Лето» и «Зима» (1563), а также «Огонь» и «Вода» (1566).
ЧТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Золотые хиты Венской осени: на выставках — Арчимбольдо, Климт, Миро, Моне, Веласкес, Тулуз-Лотрек»