войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Картины Гюстава Кайботта, прежде подаренные им дворецкому, поступили в музей Орсе

Пять малоизвестных работ художника-импрессиониста Гюстава Кайботта, принадлежавших дворецкому его семьи, сейчас выставлены в музее Орсе. Этот замечательный подарок сделала правнучка Жана Дореля. Этот человек ещё в юном возрасте поступил слугой к родителям художника, входившим в высшие слои парижского общества.
Картины Гюстава Кайботта, прежде подаренные им дворецкому, поступили в музей Орсе
По словам директора музея Лоренс де Кар, о пожертвовании стало известно в первых числах января. Тогда с кураторами связался нотариус, который сообщил, что его клиентка Мари-Жанна Дорель перед смертью пожелала оставить институту принадлежащие ей три картины маслом и две пастели Гюстава Кайботта. «Это был подарок, упавший с неба», — сказала руководитель учреждения, в чью коллекцию входят лишь семь полотен импрессиониста (включая знаменитых «Паркетчиков»).
Один из двух портретов дворецкого Жана Дореля кисти Кайботта, подаренных музею Орсе

Работы Кайботта

Один из двух портретов дворецкого Жана Дореля кисти Кайботта, подаренных музею Орсе

Работы Кайботта, среди которых два портрета Жана Дореля в костюме дворецкого, могли быть проданы за крупные суммы: в феврале этого года сельская сцена «Тропинка вверх» ушла на распродаже в Лондоне за рекордные 16,7 миллиона фунтов стерлингов (22 млн долларов). Однако Мари-Жанна Дорель отказалась от всех заманчивых предложений.

По свидетельству соседки, она уступила — с большой неохотой — лишь одно произведение, чтобы отремонтировать крышу в семейном доме в провинции. «Я не знала, какую ценность представляют эти картины, пока не увидела бронированный грузовик перед дверью в начале января», — призналась женщина, которая присматривала за дарительницей, умершей без наследников.

Мари-Жанна Дорель не была коллекционером и не владела никакими другими произведениями искусства, кроме Кайботта. Когда старший куратор музея посетила Сильви Патри её парижскую квартиру, то отметила закрытые ставни и полную темноту в маленьком помещении. «Мы открыли их, полился свет, и я обнаружила три картины в гостиной и две пастели в спальне у телевизора. Они висели как семейные фотографии», — сказала эксперт в интервью Le Parisien.
Картины и пастели Гюстава Кайботта, подаренные музею Орсе Мари-Жанной Дорель. Фото: LP / Olivier Ara
Картины и пастели Гюстава Кайботта, подаренные музею Орсе Мари-Жанной Дорель. Фото: LP / Olivier Arandel
На пастелях, которые в 1880 году участвовали в выставке импрессионистов в Париже, изображён Камиль — сын Жана Дореля. Сам дворецкий, как упоминалось выше, представлен на двух портретах маслом. Пятая картина — это пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с деревом в цвету и фрагментом загородного дома, где Кайботт и его брат провели значительную часть времени в зрелые годы вместе со своим другом Огюстом Ренуаром. Семейные сокровища Мари-Жанна Дорель одалживала лишь несколько раз — для выставок в Королевской академии в Лондоне в 1996 году и в Лозанне в 2005-м.

«Это уникальное прикосновение, — подчёркивает Лоренс де Кар. — Оно даёт нам прямой контакт с концом XIX века, благодаря связи между художником, его слугой и семьёй, возникшей, несмотря на социальные барьеры того времени».
  • Пейзаж
    Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
    с домом Гюстава Кайботта. Фото: RMN-Grand Palais (musée d’Orsay) / Patrice Schmidt
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Камиля Дореля. Фото: RMN-Grand Palais (musée d’Orsay)/Patrice Schmidt
Гюстав Кайботт был известен своим щедрым отношением к близким. Сын богатого буржуа, он очень скромно оценивал собственные художественные таланты («Я хочу, чтобы мои картины висели в прихожей дома, где в гостиной будут висеть Ренуар и Сезанн«). Вместе с тем он оплачивал аренду мастерских для своих коллег-импрессионистов, организовывал для них выставки, кормил и покупал их картины, не продавшиеся ранее. В собрание Кайботта, переданное после его смерти французскому государству, входило более 60-ти работ Моне, Дега, Мане, Писсарро, Сислея, Сезанна и Ренуара. И лишь относительно недавно он нашёл признание не только как меценат, но и живописец.
Ещё один портрет Камиля Дореля, переданный в дар музею Орсе. Фото: Patrice Schmidt / RMN-Grand Palai
Ещё один портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Камиля Дореля, переданный в дар музею Орсе. Фото: Patrice Schmidt / RMN-Grand Palais (musée d’Orsay)
Рекомендуемые художники
Как считает газета Le Parisien, Мари-Жанна Дорель, передав произведения импрессиониста музею Орсе, поступила скромно. «Она могла на закате жизни заявить о себе, подарив картины, быть помпезно приглашённой [в музей], чтобы увидеть их висящими рядом с Ван Гогом и Мане. Нет, она никого не оповещала. Всё было в завещании», — подчёркивает издание.

Со 2 сентября всё наследие представлено в зале № 31 музея Орсе наряду с другими работами Кайботта из коллекции учреждения.

По материалам artnet. News и Le Parisien