В Музее Тиссен-Борнемисы в эти дни с огромным успехом проходит выставка, объединившая творчество культового кутюрье Кристобаля Баленсиаги, а также традиции испанской живописи XVI—XX веков. Диалог изобразительного искусства и высокой моды выстроен невероятно эффектно.
Вниманию посетителей выставки — более 90 изысканных нарядов, созданных Баленсиагой, а также 56 произведений живописного искусства, среди которых шедевры Эль Греко, Сурбарана, Франсиско Гойи и не только.
Донья Мария дель Росариo де Сильва и Гуртубай, 17-я герцогиня Альба
1921, 218×164 см
Фото: Museo Nacional Thyssen-Bornemisza
Картины для выставки «Баленсиага и испанская живопись» были предоставлены Национальным музеем Прадо, Музеем изобразительных искусств Бильбао, а также частными коллекционерами. Представленные на их фоне произведения Баленсиаги прибыли из музея знаменитого кутюрье в Гетарии, а также Музея костюма (Мадрид) и Музея дизайна (Барселона). Редкие образцы искусства «от кутюр» отыскали также в частных коллекциях, некоторые из них ранее никогда не выставлялись.
Донья Маргарита Австрийская
1666, 205×144 см
На протяжении своей творческой карьеры Баленсиага постоянно пересматривал историю искусства. Обладая яркой индивидуальностью и стилем, он поддерживал ее влияние на свои произведения даже в самый авангардный период, опираясь на исторические факты и интерпретируя их в духе современности.
Как говорила Коко Шанель, «мы делаем то, что можем, а Баленсиага делает то, что он хочет». Свой первый бутик Кристобаль Баленсиага открыл в испанском Сан-Себастьяне ровно сто лет назад — в 1919 году. Среди его клиентов была испанская королевская семья и придворные вельможи. Гражданская война вынудила модельера перебраться в Париж на авеню Георга Пятого — здесь он обосновался в 1937 году, покорив мировую столицу моды коллекцией по мотивам испанского Ренессанса.
Благовещение
1600-е
, 315×174 см
Даже во время Второй мировой войны многие модники с риском для жизни приезжали в Париж, чтобы увидеть последние работы Баленсиаги. Мастер прославился, в частности, новаторским подходом в моделировании талии, что «считается его самым важным вкладом в мир моды: новый силуэт для женщин». А розовая фуксия, пепельно-зеленый и кобальтово-голубой — цвета, которые Баленсиага позаимствовал из цветовой палитры Эль Греко — в 40-е годы прошлого века стали настоящей сенсацией на модных подиумах Парижа.
Фото: Museo Nacional Thyssen-Bornemisza
Как рассказывает куратор выставки Элой Мартинес де ла Пера, «созидающую силу искусства Баленсиага прочувствовал с самого раннего возраста. Его мать была нанята маркизом Каса Торрес на летний сезон в качестве швеи, и мальчик, часами ожидая мать во дворце Гетарии, проводил время перед работами Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Пантойи де ла Крус…» Мать Баленсиаги помогала маркизе Торрес приводить в порядок платья, приобретенные в знаменитых парижских и лондонских ателье. Так Баленсиага с детства узнал тонкости портновского искусство настолько подробно, что был способен сшить платье от начала до конца.
Отсылки к испанскому искусству и культуре неизменно присутствуют во многих работах Кристобаля Баленсиаги. Простые и минималистичные линии традиционного церковного платья, а также «архитектурные» объемные решения костюмов очень часто встречаются в произведениях этого кутюрье. Воздушность шлейфа танцовщицы фламенко, которую можно увидеть в оборках некоторых платьев, основные элементы костюма тореадора — например, мастерски вышитые пайетками болеро, или эстетика одежды австрийского королевского двора, отраженная в черных бархатных тканях — вот лишь несколько примеров исторических аллюзий, которые использовал мастер.
Портрет Марии Терезы Кайетана де Сильва, герцогини Альба
1795, 194×130 см
Музей Тиссен-Борнемисса остается верен своим традициям, главная из которых — максимальная открытость для зрителя. Если вы не планируете оказаться в Мадриде до 22 сентября 2019, а посмотреть выставку очень хочется, к вашим услугам прекрасная виртуальная экскурсия по выставочным залам музея.
По материалам museothyssen.org, vein. es
По материалам museothyssen.org, vein. es