Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
К празднованию своего 200-летия музей Прадо в Мадриде приурочил амбициозную выставку«Веласкес,Рембрандт,Вермеер. Параллельные видения». Она посвящена общим чертам в голландской и испанской живописи конца XVI — начала XVII веков и организована в сотрудничестве с Рейксмузеумом в Амстердаме.
На выставке представлены 72 работы из коллекции самого Прадо,Рейксмузеума и 15 других собраний,в числе которых — галерея Маурицхёйс в Гааге,Национальная галерея в Лондоне и Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Экспозиция отражает традиции живописи Испании и Нижних Земель.
В то время как художественно-историческая литература считает,что их нормы существенно отличаются друг от друга,кураторы музея в Мадриде сопоставили исторические мифы с художественными реалиями этих двух арт-центров,чтобы продемонстрировать их многочисленные общие черты.
Хосе де Рибера, «Демокрит» (1630). Музей Прадо, Мадрид
«Веласкес,Рембрандт,Вермеер. Параллельные видения» — это выставка,которая стимулирует посетителей не только оценить качество и важность выставленных 72-х работ,некоторые из которых написаны наиболее почитаемыми европейскими художниками XVII века,но и установить точки сходства между ними.
Ян Вермеер,«Маленькая улочка в Дельфте»(1659). Рейксмузейм,Амстердам
Традиционно считается,что произведения,созданные в разных уголках Европы,заметно различаются: например,Веласкес — «очень испанский», а Рембрандт — «очень голландский». Эта точка зрения основана на чрезмерном влиянии,которое националистическое мышление и идеология XIX — XX веков оказали на наше понимание искусства. Исследования того периода придавали огромное значение идее о том,что каждая нация имела собственный характер. В результате широко распространилось представление,что эти различия проявляются в искусстве каждой страны. Такой взгляд сводил к минимуму черты,общие для европейских художников.
Одним из ярких примеров тому является взгляд на испанскую и голландскую живопись XVII века. Искусство этих стран,воевавших между собой,традиционно трактовалось как противоположное. Тем не менее,наследие фламандских и итальянских живописцев,повлиявших на всё европейское искусство,было одинаково интерпретировано и в Испании,и в Голландии.
В XVII в обеих странах возникла эстетика,которая уходила от идеализации и фокусировалась на реальном внешнем виде вещей и манере их представления. На полотнах,вошедших в экспозицию на этой выставке,«ни Веласкес,ни Вермеер,ни другие художники того времени не выражали,как часто говорят,„квинтэссенцию“ своих наций,а,скорее,передавали эстетические идеи и подходы,которые делили с международным сообществом художников», — говорит куратор Алехандро Вергара.
Художники,представленные сейчас в музее Прадо,работали в историческом и политическом контексте,который малоизвестен большинству испанцев сегодня,но легендарен в Голландии. В 1568 году в старых Низких Странах вспыхнула серия восстаний против испанского монарха Филиппа II. Выступления,которые возглавило местное дворянство и его лидер Вильям Оранский,переросли в Восьмидесятую войну(1568 — 1648). Результатом было создание двух территорий,которые стали предшественниками современной Бельгии и Нидерландов. Последняя,теперь обычно упоминаемая как Голландия,является одним из центров этой выставки.
Некоторые картины,созданные там,а также в Испании в XVII веке,преподносили войну,как правило,с пропагандистскими целями. Среди них«Сдача Бреды» Веласкеса(изображает сцену передачи ключей от голландского города Бреды его губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года) из собственной коллекции Прадо и другие полотна такого типа.
Рождение новой нации заставило многих историков искусства подчеркнуть её уникальность и считать,что это было отражено в живописи её художников. Обладая собственными характерными чертами,голландская живопись разделяет многие ключевые моменты с искусством,созданным на территориях Испанской монархии,от которой она откололась.
Стоит отметить,что на выставке современные термины«Низкие Земли» и «Голландия» используются взаимозаменяемо. Первое — это корректное название,а второе — наиболее распространенное,хотя на самом деле это одна из провинций Низких стран,которой обозначают всю территорию.
Выставка«Веласкес,Рембрандт,Вермеер. Параллельные видения» в музее Прадо в Мадриде продлится до 29 сентября 2019 года.
По материалам официального сайта музея Прадо в Мадриде