Необычный тур устроила Национальная галерея в Лондоне для одного из своих самых значимых недавних приобретений — картины Артемизии Джентилески «Автопортрет в образе святой Екатерины». Полотно выставляли в хирургии в Йоркшире, в средней школе в Ньюкасле, в Женской библиотеке в Глазго и… в женской тюрьме в Суррее. Это беспрецедентный случай, когда шедевр из национальной коллекции Великобритании был показан в исправительном учреждении.
За те три дня, что картина провисела в женской тюрьме HMP Prison Send, художник-педагог из Нацгалереи провёл три мастер-класса для тридцати заключенных. Занятия, проходившие перед полотном, были посвящены произведению и его автору. Кроме того, женщины создавали собственные творческие работы, вдохновляясь темами, найденными на автопортрете Артемизии Джентилески.
Эта художница XVII века считается одним из самых ярких последователей Караваджо, которого она, возможно, знала лично через своего отца Орацио Джентилески. В эпоху, когда живопись считалась «неженским делом», Артемизия стала первой женщиной, принятой во флорентийскую Академию изобразительных искусств. Её международная клиентура включала также членов королевских семей.
Эта художница XVII века считается одним из самых ярких последователей Караваджо, которого она, возможно, знала лично через своего отца Орацио Джентилески. В эпоху, когда живопись считалась «неженским делом», Артемизия стала первой женщиной, принятой во флорентийскую Академию изобразительных искусств. Её международная клиентура включала также членов королевских семей.
Автопортрет в образе святой Екатерины
1615, 71×71 см
Сегодня Артемизия Джентилески признана одним из самых талантливых живописцев своего поколения и иконой феминизма, поскольку сталкивалась с трудностями не только в профессиональной, но и в личной жизни. Её изнасиловал другой художник, и женщина подверглась изнурительным допросам и физическим пыткам в ходе последовавшего за этим судебного процесса. В течение последующей карьеры художница изображала в основном сильных женщин, нередко — побеждавших мужчин, а потому её картины часто читаются как автобиографические. В их число входит и «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской».
Артемизия Джентилески изобразила себя в виде христианской святой, принявшей мученическую смерть в начале IV века нашей эры. За свою стойкость в вере и отказ принять языческих богов Екатерина Александрийская была приговорена к смерти императором Максимином Дазой. Приближённый правителя предлагал раздробить тело девушки двумя колёсами, усеянными железными шипами (именно поэтому колесо считается атрибутом святой), однако орудие пытки было разрушено спустившимся с небес ангелом. Позже Екатерину обезглавили.
Артемизия Джентилески изобразила себя в виде христианской святой, принявшей мученическую смерть в начале IV века нашей эры. За свою стойкость в вере и отказ принять языческих богов Екатерина Александрийская была приговорена к смерти императором Максимином Дазой. Приближённый правителя предлагал раздробить тело девушки двумя колёсами, усеянными железными шипами (именно поэтому колесо считается атрибутом святой), однако орудие пытки было разрушено спустившимся с небес ангелом. Позже Екатерину обезглавили.
«Автопортрет
в образе святой Екатерины Александрийской» — первое произведение женщины, приобретённое Национальной галереей в Лондоне за последние 27 лет. Учреждение заплатило за него 3,6 миллиона фунтов стерлингов (коло 4 миллионов евро) в июле 2018 года. В декабре полотно было выставлено в музее на всеобщее обозрение.
Картина должна стать одним из центральных экспонатов масштабной ретроспективы Артемизии Джентилески, которую Национальная галерея в Лондоне запланировала на первую половину 2020 года.
Картина должна стать одним из центральных экспонатов масштабной ретроспективы Артемизии Джентилески, которую Национальная галерея в Лондоне запланировала на первую половину 2020 года.
По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне