Леонардо да Винчи, «Мадонна Бенуа» (ок. 1478). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
После Фабриано «Мадонна Бенуа» переместится в Перужду, расположенную всего в 60-ти километрах, где будет демонстрироваться в Национальной галерее Умбрии с 4 июля по 4 августа. Обычно во время международных турне шедевры такого уровня не выставляются в местах, расположенных столь близко. Представитель Эрмитажа, которого цитирует The Art Newspaper, говорит, что это — часть «постоянных культурных связей» учреждения с Италией.
По преданию, картина, написанная во Флоренции, была привезена в Россию группой странствующих итальянских музыкантов. В 1908 году она появилась в собрании семьи Бенуа из Санкт-Петербурга, а шесть лет спустя её выкупил император Николай II. Заплаченная им сумма в 150 тысяч рублей (эквивалент нынешних 400 тысяч долларов) оставалась рекордной для произведений искусства вплоть до 1960-х годов.
Картина была написана в 1490−92 годах в Милане, а российский император Александр II купил её у семьи Литта в 1865 году. После Второй мировой войны Эрмитаж одалживал работу Парижу (в 1962 году), Москве (в 1962-м), Мадриду и Милану (в 1990-м), Риму и Венеции (2003−4-й), а также Лондону (2011-й).
На выставке в Милане «Мадонна Литта» почти наверняка будет обозначена как картина Леонардо. Она будет висеть рядом с другой работой, ранее принадлежавшей семейству Литта, — «Мадонна розы» (ок. 1490) Больтраффио. Музей надеется, что экспозиция поможет «решить разногласия относительно Леонардо и его учеников». Похоже, что, одолжив «Мадонну Литту» Италии, Эрмитаж укрепит её статус.
Хотя Лувр надеется собрать как можно больше собственноручных работ Леонардо, пока непонятно, будет ли ему одолжена «Мадонна Бенуа». Крупнейший французский музей хочет позаимствовать картину, однако источники, близкие к Эрмитажу, сообщили The Art Newspaper, что не планируют предлагать её в аренду.