Личность матери Леонардо да Винчи всегда была покрыта тайной. Историки искусств изо всех сил пытаются найти информацию о женщине, чей незаконнорождённый сын стал гением, написавшим Мону Лизу. Газета The Guardian рассказывает о книге Мартина Кемпа, которая проливает новый свет на судьбу загадочной личности.
Всё, что наверняка известно о матери Леонардо — это её первое имя, Катерина. Высказывались предположения, что она была крестьянкой или даже рабыней из Северной Африки.
Иллюстрация: Getty Images
Теперь, спустя почти шесть столетий, один из ведущих мировых авторитетов по Леонардо да Винчи рассказал намного более полную историю матери художника, используя документы, на которые другие учёные не обращали внимания. По словам Мартина Кемпа, почётного профессора истории искусств Оксфордского университета, будущего художника произвела на свет Катерина ди Мео Липпи — бедная и уязвимая сирота. Она жила с бабушкой в ветхом фермерском доме, примерно в миле от Винчи. Девушке было всего 15 лет, когда её соблазнил юрист.
Свои соображения Кемп излагает в книге «Мона Лиза: Люди и живопись», написанной в соавторстве с доктором Джузеппе Палланти, экономистом и искусствоведом. Тираж поступит в продажу в следующем месяце.
Недавно обнаруженные документы проливают свет и на знаменитую Лизу дель Джокондо, а также её мужа Франческо. Он был не благородным флорентийским продавцом шёлка, как считалось ранее, а ловким дельцом, торговавшим сахаром с Мадейры, кожей из Ирландии, недвижимостью и… рабами. Так полагает Кемп, исходя из свидетельств о регулярных покупках невольниц.
Слева: Леонардо да Винчи, «Мона Лиза (Джоконда)», 1500-е. Лувр, Париж
Исследования также ставят под сомнение общепризнанное место рождения Леонардо. Считается, что он появился на свет 15 апреля 1452 года в доме в Анчано, в двух милях от Винчи. Сейчас так называемый музей La casa natale di Leonardo стал местом паломничества туристов, но документы свидетельствуют, что поклонники искусства посещают не то здание. Кемп полагает, что более вероятным местом рождения Леонардо был дом его дедушки по отцовской линии в Винчи, где мальчик затем вырос.
Мадонна с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем
1499, 141.5×104.6 см
Новые сведения всплыли во время изучения финансовых документов XV века, хранящихся в архивах Винчи и Флоренции. Они оказались золотой жилой, которую проглядели другие историки искусств.
Значительная часть свежих доказательств исходит из налоговых деклараций на недвижимость. Судя по записям инспекторов, отцу Катерины, который, видимо, был ни на что не годен, принадлежал настолько хлипкий дом, что его нельзя было обложить налогом. Этот человек исчез, вероятно, умер молодым. Кроме того, у Катерины был сводный брат Папо. Их бабушка скончалась незадолго до 1451 года, оставив детей без имущества и поддержки, не считая дяди, «полуразрушенного» дома и скота.
Профессор Мартин Кемп считает, что у матери да Винчи была по-настоящему печальная судьба. Фото: David Levenson / Getty
Кемп делает выводы, что Катерину соблазнил 25-летний Пьеро да Винчи, амбициозный юрист, работавший во Флоренции. В июле 1451 года он находился в деревне. Парню предстояла женитьба и, вероятно, его семья предложила Катерине скромное приданное. Это объясняет, каким образом она, не имея ничего за душой, быстро вышла замуж за Антонио ди Пьеро Бути, местного фермера «из своего круга».
Леонардо воспитывался по соседству, в доме своего деда Антонио да Винчи. Такие случаи не были чем-то экстраординарным, утверждает Кемп. В налоговой декларации Антонио от 1457 года перечислены члены семьи, включая незаконного сына Пьеро, как «родившегося от него и Катерины».
Леонардо воспитывался по соседству, в доме своего деда Антонио да Винчи. Такие случаи не были чем-то экстраординарным, утверждает Кемп. В налоговой декларации Антонио от 1457 года перечислены члены семьи, включая незаконного сына Пьеро, как «родившегося от него и Катерины».
Леда
1500-е
У самой же Катерины после Леонардо был ещё сын и четыре дочери. Есть ещё одна задокументированная связь между ней и отцом будущего художника: он совершил небольшую юридическую операцию для её мужа.
Кемп надеется, что его работа положит конец «совершенно неправдоподобным мифам», которыми окружена жизнь Леонардо да Винчи. Версия о том, что мать художника была рабыней — африканской или даже восточной — многим кажется привлекательной. Возникла она от того, что имя Катерина, как правило, давали невольницам.
Выше: знаменитые женские образы Леонардо да Винчи — «Дама с горностаем» (1480-е) и «Прекрасная ферроньера» (1490-е)
В своей книге учёный попутно высмеивает коллег, которые пытаются сделать себе имя на новых теориях о Моне Лизе, дескать, она — это переодетый Леонардо или она проститутка. По словам Кемпа, «легенды становятся более правдивыми, чем истина».
Но почему до сих пор многие важные документы были проигнорированы? У Мартина Кемпа есть своё объяснение: «Архивы не изучаются [должным образом], потому что в нынешних академических кругах необходим быстрый результат, а не углубление в материал без гарантий результата».
Но почему до сих пор многие важные документы были проигнорированы? У Мартина Кемпа есть своё объяснение: «Архивы не изучаются [должным образом], потому что в нынешних академических кругах необходим быстрый результат, а не углубление в материал без гарантий результата».
Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)
1508, 189.5×120 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: Леонардо да Винчи, «Мадонна с веретеном» (1507). Частная коллекция