Sign up

Картину Богомазова с уникальной историей отреставрировали к выставке в НХМУ

I like6 
Видный представитель авангарда, «украинский Пикассо», кубофутурист Александр Богомазов (1880 — 1930) был любим коллегами и учениками при жизни и практически моментально позабыт после скоропостижной кончины в 1930-м году. Ирония судьбы — автор советского плаката «Туберкулез излечим!» умер именно из-за этой страшной болезни. Вспомнили о его творчестве только в 1966 году, и с тех пор имя Александра Богомазова прочно связывают с деятельностью художников украинского авангарда. 16 мая 2019 года в Национальном художественном музее Украины откроется выставка «Александр Богомазов: творческая лаборатория». Сенсация выставки — знаменитое полотно Богомазова «Пильщики», или «Труд пильщиков» (1929), которое зрители увидят впервые за 90 лет.
Реставрация этой картины стала настоящим вызовом: на протяжении трех лет, сантиметр за сантиметром, «Пильщиков» возвращала к жизни заведующая отделом реставрации НМХУ Наталия Чамлай. «Нужно было восстановить связь красочного слоя с грунтом и грунта с основой. В местах утрат красочного слоя и грунта поднимался реставрационный грунт и проводилось тонировки. Также нужно было натянуть холст на новый подрамник, ведь старый был полностью разрушен», — комментирует реставратор.
Александр Богомазов. «Пильщики». 1929. НХМУ
Известно, что подготовительные наброски на тему работы пильщиков Александр Богомазов делал в 1927 году неподалеку от дачного поселка Боярка, где любили отдыхать киевляне, близ железнодорожной станции Малютянка — об этом свидетельствует надпись на одном из эскизов. В Боярке Богомазов преподавал в школе-семилетке сразу после Октябрьской революции — жизнь в селе помогала семье более-менее сносно пережить голодные годы. Позже художник с семьей стали регулярно наезжать сюда на летний отдых, снимая дачу у знакомых. Дочь художника, Ярослава Иваникова-Богомазова оставила в своих воспоминаниях описание их общего с отцом посещения тех мест, где работали пильщики, «…на поляне посреди срубленного леса. Поляна была засыпана свежими опилками, бревна будто звенели на солнце, смолистые, блестящие. Фигуры рабочих на стропилах казались огромными на фоне ярко-синего неба. В воздухе звучал высокий звук пилы. В стороне на стульчике сидел отец, углубившийся в работу».
  • Картина "Пильщики" до начала реставрации после 90 лет хранения в запасниках
  • ... и она же в процессе реставрации
По мнению исследовательницы творчества Александра Богомазова, искусствоведа Елены Кашубы-Вольвач, картины «Правка пил» (1927), «Пильщики» («Работа пильщиков», 1929) и незаконченная эскизная работа «Накат ствола» представляют собой триптих, который Александр Богомазов не успел закончить из-за ранней кончины. О планах по созданию третьей картины узнали из черновика письма художника от 31 августа 1929 года: «Работаю сейчас над двумя картинами: 1) «Накат [зачеркнуто слово «бревна"] ствола на козлы», третья картина о труде пильщиков… 2) «Тырсоносцы»… («тырса» в переводе с украинского — «опилки»). Подготовительные наброски к «Накату ствола» также будут представлены на выставке в НХМУ — зрители получат полное представление о композиционном решении несостоявшейся картины мастера.
Начав творческий поиск с экспериментов с импрессионистскими методами, Александр Богомазов очень скоро увлекся авангардом художественной мысли в области футуризма. В 1908 году в творчество Богомазова вошел импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
, вместе с отцами-основателями русского авангарда Бурлюком, Ларионовым и «крестной матерью» Александрой Экстер художник принял участие в знаковой киевской выставке «Звено». В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором описал взаимодействие структурных элементов картины с точки зрения зрителя, затронул вопросы восприятия зрителем Объекта, Художника и Картины. В последнюю декаду жизни Богомазов работал с цветом в рамках спектрализма, создавая сочные, чистые и заминающиеся визуальные образы. Биографию и работы выдающегося украинского кубофутуриста вы найдете здесь.

На фото — деталь картины «Пильщики» до реставрации.


Сам художник писал про своих работы, посвященные труду пильщиков, следующее: «…рабочий связан с этими материальными формами, подчиняет их или сам подчиняется сумме их организующих сил. Человек здесь познает себя… материальные формы обнаруживают организованное действие. В этих массах (формах) человек … видит силу своего организационного гения».

Уже после кончины Александра Богомазова его «Пильщиков» отправили на Венецианскую биенале, включив работу в «коллекцию образцовых произведений художников СССР». После этого картина попала на выставку в Швецию, оттуда — в Японию. «Пильщики» попали в фонды НХМУ только в конце 1930-х годов с большими повреждениями, и с тех пор произведение не экспонировали. В музее рассчитывают, что выставка «Александр Богомазов: творческая лаборатория» станет знаковым событием для поклонников искусства.
Титульное фото: обсуждение исследования и реставрации перед началом восстановительных работ. Все фото картины «Пильщики» до, во время и после реставрации — Национальный художественный музей Украины. Источник фото. Некоторые картины, использованные в качестве иллюстраций к материалу, приведены для ознакомления и могут не присутствовать на выставке.
I like6 
 Comments  1
Pavel Dyatlov
, 1 May 12:58 AM 0
Original   Auto-Translated
Живописно! Возникло желание посетить выставку.
To post comments log in or sign up.