войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Шедевр, подписанный Малевичем, оказался работой его ученицы

Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
дамы с красной «супрематической» сумочкой, представленный как вновь открытый шедевр Казимира Малевича на выставке в Германии, Нидерландах и Великобритании пять лет назад, на самом деле — работа ученицы художника. Судя по всему, ошибка в атрибуции произошла в 1930-е, во время становления соцреализма.
Шедевр, подписанный Малевичем, оказался работой его ученицы
Согласно документам, которые собрал россиянин Андрей Васильев, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
сценографа Елизаветы Яковлевой, вероятно, — работа женщины, с которой она когда-то проживала в Ленинграде, бывшей ученицы Малевича по имени Мария Джагупова. Она также придумала модную супрематическую сумочку, которую держит Яковлева.

Во время показа в Тейт в 2014 году Николас Каллинан, ныне директор Национальной портретной галереи в Лондоне, расхвалил портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, как произведение Малевича, но сейчас не прокомментировал сомнения относительно его атрибуции.
Мария Джагупова (?), «Портрет Елизаветы Яковлевой»

Андрей Васильев, психиатр на пенсии, обнаружил в

Мария Джагупова (?), «Портрет Елизаветы Яковлевой»

Андрей Васильев, психиатр на пенсии, обнаружил в советских архивах документ, в котором перечислены все картины Джагуповой, принадлежавшие государству. К тому времени соцреализм был единственным творческим стилем, санкционированным режимом Сталина, и работы Малевича и его учеников были запрещены. В реестре под номером первым значится «Портрет Яковлевой», оценённый в 30 рублей. Присвоенный ему инвентарный номер 434 208 ещё виден на обороте холста.

По словам Васильева, Мария Джагупова, «потрясающий, одарённый художник», гордилась портретом. «Она включила его в список своих значительных творений, поставленный для энциклопедии советских художников. Портрет был важен для неё не только потому, что это была одна из лучших её картин, но и потому, что Яковлева была её другом и партнёром», — сказал исследователь.

На выставке, которая демонстрировалась в Лондоне, Бонне и Амстердаме, «Портрет Яковлевой» был представлен с таким размахом, что музей Стеделейк даже хотел купить его у владельца, голландского коллекционера Филиппа ван ден Хюрка. Однако цена в более чем 20 миллионов евро, запрошенная тем, положила конец переговорам.

Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
был также экспонатом на ретроспективе Малевича «Не только чёрный квадрат» в 2017 году в России. Тогда у Андрея Васильева возникло чувство дежавю: по его словам, картину предлагали ему в 1980-х годах как работу неизвестного художника. Он решил разгадать загадку дамы с красной сумочкой и обратился к архивам. Оказалось, что имя Джагуповой вымарано из истории советского искусства.
Рекомендуемые работы
Оксана Логвинова. Снежный день. Серия "Старый город"
Снежный день. Серия "Старый город"
40×50 см
$78
Оригинал
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$486
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$438
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$389
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$311
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$632
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Фото Марии Джагуповой, сделанное в 1910-х годах. Источник: The Guardian

Картина была продана в 1977

Фото Марии Джагуповой, сделанное в 1910-х годах. Источник: The Guardian

Картина была продана в 1977 году за 14 рублей 40 копеек. В конце 1980-х годов она «всплыла» как работа неизвестного художника. К 1990-м годам, когда её купил ван ден Хюрк, на ней уже стояла подпись Малевича. Позже французский искусствовед Андрей Наков, выразил сомнения по поводу подписи художника. Он сказал: «У меня возникли определённые сомнения относительно портрета, особенно после того, как я увидел его рентгеновский снимок. Я полагаю, что его начал Малевич, а закончил другой художник. В будущем, когда я опубликую новое дополнение к каталогу-резоне, я решу эту проблему».

Не видя оригинала, Шарлотта Дуглас — известный американский эксперт по Малевичу — восприняла его как работу основателя супрематизма и упомянула в своём эссе в издании Art Journal от 1995 года.

Сама Елизавета Яковлева умерла во время осады Ленинграда в 1942 году, а Мария Джагупова скончалась в 1975 году, не оставив семьи.
Рекомендуемые выставки и показы
Андрей Васильев считает историю портрета знаковой. Он отмечает, что «с одной стороны, искусствоведы и кураторы подняли картину, созданную неизвестным учеником Малевича, до уровня шедевра», не имея возможности проверить её происхождение. «С другой стороны, история о художнице, чья подпись была заменена именем великого авангардиста, прекрасно вписывается в современный феминистский дискурс», — подчёркивает психиатр.

Однако Васильев подозревает, что Джагупову, скорее всего, обрадовала бы ошибка в атрибуции. «Как преданная ученица Малевича, которая боготворила своего учителя, она могла гордиться тем, что её картину называют лучшей работой его позднего периода», — считает исследователь-любитель.

По материалам The Guardian