Во время показа в Тейт в 2014 году Николас Каллинан, ныне директор Национальной портретной галереи в Лондоне, расхвалил портрет , как произведение Малевича, но сейчас не прокомментировал сомнения относительно его атрибуции.
Мария Джагупова (?), «Портрет Елизаветы Яковлевой»
Андрей Васильев, психиатр на пенсии, обнаружил в советских архивах документ, в котором перечислены все картины Джагуповой, принадлежавшие государству. К тому времени соцреализм был единственным творческим стилем, санкционированным режимом Сталина, и работы Малевича и его учеников были запрещены. В реестре под номером первым значится «Портрет Яковлевой», оценённый в 30 рублей. Присвоенный ему инвентарный номер 434 208 ещё виден на обороте холста.
По словам Васильева, Мария Джагупова, «потрясающий, одарённый художник», гордилась портретом. «Она включила его в список своих значительных творений, поставленный для энциклопедии советских художников. Портрет был важен для неё не только потому, что это была одна из лучших её картин, но и потому, что Яковлева была её другом и партнёром», — сказал исследователь.
Портрет был также экспонатом на ретроспективе Малевича «Не только чёрный квадрат» в 2017 году в России. Тогда у Андрея Васильева возникло чувство дежавю: по его словам, картину предлагали ему в 1980-х годах как работу неизвестного художника. Он решил разгадать загадку дамы с красной сумочкой и обратился к архивам. Оказалось, что имя Джагуповой вымарано из истории советского искусства.
Фото Марии Джагуповой, сделанное в 1910-х годах. Источник: The Guardian
Картина была продана в 1977 году за 14 рублей 40 копеек. В конце 1980-х годов она «всплыла» как работа неизвестного художника. К 1990-м годам, когда её купил ван ден Хюрк, на ней уже стояла подпись Малевича. Позже французский искусствовед Андрей Наков, выразил сомнения по поводу подписи художника. Он сказал: «У меня возникли определённые сомнения относительно портрета, особенно после того, как я увидел его рентгеновский снимок. Я полагаю, что его начал Малевич, а закончил другой художник. В будущем, когда я опубликую новое дополнение к каталогу-резоне, я решу эту проблему».
Сама Елизавета Яковлева умерла во время осады Ленинграда в 1942 году, а Мария Джагупова скончалась в 1975 году, не оставив семьи.
Однако Васильев подозревает, что Джагупову, скорее всего, обрадовала бы ошибка в атрибуции. «Как преданная ученица Малевича, которая боготворила своего учителя, она могла гордиться тем, что её картину называют лучшей работой его позднего периода», — считает исследователь-любитель.