Небольшая выставка «Героини + герои» в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне — первая демонстрация революционных повествовательных картин мастера Раннего Возрождения Сандро Боттичелли, который известен своими шедеврами «Рождение Венеры» (ок. 1485 года) и «Весна» (ок. 1480 года).
«Весна», которая не выезжает из Галереи Уффици, является картиной-шпалерой («spalliera»), как и большинство из восьми работ на выставке в Бостоне. Название происходит от итальянского слова spalla, «плечо» — на такой высоте располагались эти новаторские образцы домашней живописи, чтобы их было легче рассматривать.
«В основе выставки — воссоединение двух знаменитых панелей-шпалер, „История Лукреции“ (1499−1500), которая входит в оригинальную коллекцию музея Стюарт Гарднер, и „История Виргинии“ (ок. 1500), — говорит куратор Натаниэль Сильвер. — Работы были впервые воссоединены благодаря тесному сотрудничеству с Академией Каррара в Бергамо».
«В основе выставки — воссоединение двух знаменитых панелей-шпалер, „История Лукреции“ (1499−1500), которая входит в оригинальную коллекцию музея Стюарт Гарднер, и „История Виргинии“ (ок. 1500), — говорит куратор Натаниэль Сильвер. — Работы были впервые воссоединены благодаря тесному сотрудничеству с Академией Каррара в Бергамо».
История Лукреции
1501, 83×180 см
«Историю Лукреции» Изабелла Стюарт Гарднер приобрела в конце 1890-х у молодого английского графа Ашбёрнема, который активно распродавал семейную коллекцию произведений искусства и драгоценных манускриптов. Панель обошлась американке в 3400 фунтов стерлингов, что в те годы более чем в три раза превышало среднюю цену дома в Соединенных Штатах.
Картины Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти и Сандро Кривелли в Комнате Рафаэля в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в 1903 году. Фото: Thomas E. Marr & Son
Имя Боттичелли высоко ценилось в Европе, но в Америке на тот момент не было ни одной его картины, и «Лукреция» стала первой на территории страны. Когда Гарднер закончила свой Музей и открыла его для публики в 1903 году, она повесила шедевр Боттичелли рядом с первой в США картиной Рафаэля («Портрет кардинала Томмазо Ингирами«) и первой в стране работой Карло Кривелли («Святой Георгий, убивающий дракона«).
Выставка «Героини + герои» даёт возможность не только исследовать талант Боттичелли как революционного рассказчика, который заново изобрёл героев и героинь древнеримской и раннехристианской эпохи в качестве образцов для подражания в период Возрождения. Экспозиция также позволяет взглянуть на его истории с современной точки зрения.
Жестокие древние рассказы Ботичелли интерпретировал в плотном и графичном — почти комиксовом — стиле.
Эти легенды, возможно, не очень известны современным посетителям, даже если у них есть реальный современный резонанс. Изначально это были политические и моральные притчи.
История Виргинии
1504, 85×165 см
Специально для выставки титулованный карикатурист и графический романист Карл Стивенс из Нью-Йорка переосмыслил эти истории в комиксах, подчеркнув ключевые моменты в драмах. В дополнение к современной визуальной идиоме, Стивенс дал голос несчастным героиням саг о похоти, предательстве и насилии. Сам Боттичелли был особо чувствителен к насилию. Например, он не показывает изнасилование Лукреции, а лишь демонстрирует опасность, исходящую от Тарквиния.
Еще одна серия шпалер рассказывает историю раннехристианского святого Зиновия. Панели прислали Национальная галерея в Лондоне и нью-йоркский Музей искусств Метрополитен.
По материалам официального сайта музея Изабеллы Стюарт Гарднер и The Art Newspaper