Захватывающая и высококачественная картина Питера Ластмана, самого влиятельного учителя Рембрандта, входила в виш-лист Маурицхёса в течение многих лет. Теперь мечта осуществилась — Фонд друзей галереи при поддержке частного донора приобрёл у американского частного коллекционера панель «Проповедь Иоанна Крестителя» (1627).
Маурицхёйс искал выдающийся образец работы Питера Ластмана, который показал бы его влияние на Рембрандта. Время для покупки выбрано идеально: по всей Европе готовятся выставки и мероприятия, приурочённые к 350-летию смерти одного из величайших художников в истории. Сама Королевская галерея проведёт с 31 января по 15 сентября выставку «Рембрандт и Маурицхёйс», где представит все 18 полотен из своего собрания, которые относятся или были приписаны живописцу. Рядом будут вывешены работы, которые больше не считаются творениями художника и редко (если вообще когда-либо) экспонируются.
Проповедь Иоанна Крестителя
1627, 60×92 см
В свое время Питер Ластман (1583 — 1633) из Амстердама был одним из ведущих исторических художников (то есть тех, которые писали работы на исторические, библейские, мифологические и античные темы). Исторические картины тогда считались вершиной мастерства, и Рембрандт стал учеником Ластмана в 1625 — 1626 годах, чтобы получить необходимые навыки. Хотя он ходил в подмастерьях всего шесть месяцев, учитель оказал большое влияние на его развитие. Это хорошо видно в самых ранних работах Рембрандта, таких как «Побиение камнями св. Стефана» (1625; Лионский музей изобразительных искусств) и «Крещение евнуха» (1626; Музей монастыря Святой Екатерины, Утрехт). Их многофигурные композиции, яркое освещение и красочную палитру молодой художник почерпнул у своего учителя, чьи мудрые уроки затем часто вспоминал.
Приобретение заполнит пробел в коллекции Маурицхёйса: несмотря на богатое собрание исторических картин голландского Золотого века, творчество Ластмана до этого было представлено лишь одной картиной, «Воскрешение Лазаря» (1622). Панель также добавит полноты подборке работ художников его круга (так называемых прерембрандтистов).
Приобретение заполнит пробел в коллекции Маурицхёйса: несмотря на богатое собрание исторических картин голландского Золотого века, творчество Ластмана до этого было представлено лишь одной картиной, «Воскрешение Лазаря» (1622). Панель также добавит полноты подборке работ художников его круга (так называемых прерембрандтистов).
Воскрешение Лазаря
1622, 64×97.5 см
«Проповедь Иоанна Крестителя», написанная в 1627 году, — прекрасный пример исторических картин, которые Ластман создал в период, когда Рембрандт был его учеником. Её характеризуют совершенная композиция, яркое освещение и богатая цветовая палитра. Расположение фигур было тщательно выстроено в соответствии с книгой, а точнее — с главой «Описание фигур» в труде Карела ван Мандера «Книга о художниках» 1604 года. В этой публикации описано, как составить правильную композицию — эти приёмы были детской игрой для опытных исторических живописцев вроде Ластмана. Искусно играя не только с расположением персонажей, но и с освещением, он придал сцене глубину: фигура Иоанна Крестителя залита ярким светом, а многие собравшиеся вокруг него находятся в тени.
Проповедь Иоанна Крестителя была популярной темой у художников, начиная с XVI века, поскольку она давала возможность соединить пейзаж и фигуры. У Ластмана пейзаж вторичен, он сосредоточился на взаимодействии пророка с его аудиторией. Вокруг Иоанна, проповедующего с раскинутыми руками, собралась пестрая толпа из людей всех возрастов и слоёв общества. Некоторые персонажи отвернулись от Крестителя и смотрят прямо на зрителя, вовлекая его непосредственно в проповедь.
Проповедь Иоанна Крестителя была популярной темой у художников, начиная с XVI века, поскольку она давала возможность соединить пейзаж и фигуры. У Ластмана пейзаж вторичен, он сосредоточился на взаимодействии пророка с его аудиторией. Вокруг Иоанна, проповедующего с раскинутыми руками, собралась пестрая толпа из людей всех возрастов и слоёв общества. Некоторые персонажи отвернулись от Крестителя и смотрят прямо на зрителя, вовлекая его непосредственно в проповедь.
Крещение евнуха
1626, 64×47.5 см
Как уже говорилось, приобретение было сделано благодаря Фонду друзей Маурицхёйса — частной организации, от чьей поддержки во многом зависит галерея. Для помощи музею в расширении коллекции, проведении выставок и публикаций в 1957 году был создан Фонд Иоганна Морица ван Нассау. Он приобретал картины и сдавал учреждению в долгосрочную аренду. В 1982 году был создан Фонд друзей Маурицхёйса, чьей задачей был сбор средств, и четыре года спустя две организации объединились, проведя набор добровольцев, друзей и доноров.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёс и Artdaily